Нянчил детей вождя и сожительствовал с женщинами: история Николая Власика – личного телохранителя Сталина
Личная жизнь советских вождей по сей день окутана тайной, и даже через десятки лет после их смерти многие детали остаются скрытыми от глаз обывателя. Но порой еще более загадочными выглядят фигуры людей, которые скрывались в тени великих властителей. Их имена тоже произносили полушепотом, презирали, восхищались и ненавидели. К числу таких людей, несомненно, можно отнести генерала Николая Власика. Он был личным телохранителем Иосифа Сталина на протяжении четверти века. Власика за глаза называли «тенью» вождя, «цепным псом», и эти определения вряд ли были для него обидными. Как вспоминал приемный сын генералиссимуса Артем Сергеев, Власик «понимал, что живет для Сталина, чтобы обеспечить работу Сталина, а значит, и советского государства».
За что на склоне лет Власик подвергся опале, правда ли принуждал женщин к разврату и за что его ненавидела дочь Сталина Светлана Аллилуева – читайте в нашем материале.
Телохранитель-хозяйственник: как Власик наладил охрану и быт вождя
Николай Власик родился 22 мая 1896 года в белорусском селе Бобыничи, в бедной крестьянской семье. Когда ему было три года, родители умерли, и мальчик остался круглым сиротой. Рассчитывать на достойное образование Коля не мог, зато рано научился жить самостоятельно. Окончив всего три класса церковно-приходской школы, он сразу же начал работать: трудился на стройке, работал каменщиком, грузчиком, землекопом на железнодорожной станции.
Затем была Первая мировая. В 1915 году Власика призвали и отправили на фронт, где он служил в пехоте простым солдатом. За храбрость, проявленную на поле боя, Николая наградили Георгиевским крестом и присвоили звание унтер-офицера.
Когда в стране грянула революция, Власик долго не колебался: ему, выходцу из самых низов, были близки идеалы большевиков. Вдохновленный революционным порывом, Власик сагитировал весь свой взвод перейти на сторону красных. Его рвение и преданность не остались незамеченными. В 1917 году Власик поступил на службу в московскую милицию, а еще через год вернулся в ряды Красной армии. Во время Гражданской войны он отличился в боях на Южном фронте под Царицыным.
В 1919 году Власика перевели в органы ВЧК, где он работал под непосредственным руководством Феликса Дзержинского. В 1926 году Власик был назначен старшим уполномоченным Оперативного отделения ОГПУ, а уже в 1930-м его повысили до заместителя начальника отделения. Тогда Николаю Сидоровичу было всего 34 года.
Личным телохранителем Сталина Власик стал в 1927 году. Это произошло после нашумевшего ЧП на Лубянке, когда в здание комендатуры бросили бомбу. Сам Власик в то время находился в отпуске в Сочи. Сразу же после инцидента его срочно вызвали в Москву и поручили организовать особый отдел ВЧК, который должен был заниматься охраной членов правительства. Особое внимание следовало, конечно, уделить охране товарища Сталина. Каково же было удивление Власика, когда он узнал, что на тот момент к вождю народов был приставлен только один охранник, а на даче, где Сталин обычно проводил выходные, даже не было связи с Москвой.
Но на одном только налаживании быта вождя Власик не остановился. Со временем ему удалось создать целую сеть правительственных дач в Подмосковье и на юге, куда Сталин часто приезжал, чтобы поправить здоровье и просто отдохнуть. Каждая из таких резиденций была нашпигована охраной и вышколенной прислугой, которая в любой момент была готова к приезду главнокомандующего.
Фактически Власик был первым, кто разработал систему мер безопасности для первого лица государства во время поездок по стране, различных официальных мероприятий и международных встреч. Так, ему принадлежит идея передвижения лидера страны и его сопровождающих в кавалькаде одинаковых машин. При этом только сотрудники личной охраны знают, в каком из автомобилей находится глава государства. В 1969 году именно эта схема спасла жизнь Леониду Брежневу, и очередное покушение на генсека сорвалось.
«Сожительствовал со многими женщинами»: тайные гулянья на сталинских дачах
Власик не только заботился о безопасности, но и, по сути, был нянькой его детей – Василия, Светланы и приемного сына Артема. Примечательно, что все они отзывались о нем по-разному. Так, Светлана Аллилуева отзывалась о своем «гувернере» не слишком лестно, называя его «малограмотным» и «грубым».
Дочь Сталина в «Двадцати письмах другу» так характеризовала Власика: «Он возглавлял всю охрану отца, считал себя чуть ли не ближайшим человеком к нему и, будучи сам невероятно малограмотным, грубым, глупым, но вельможным, дошел в последние годы до того, что диктовал некоторым деятелям искусства «вкусы товарища Сталина», так как полагал, что он их хорошо знает и понимает... Наглости его не было предела, и он благосклонно передавал деятелям искусства, «понравилось» ли «самому», будь то фильм, или опера, или даже силуэты строившихся тогда высотных зданий...» – писала дочь Сталина в своей книге «Двадцать писем другу».
Впрочем, то, что у Власика было чересчур развито чувство собственной важности, отмечала не только Аллилуева. Так, историк Евгений Жирнов, изучавший биографию личного охранника вождя, писал следующее:
А вот Артем Сергеев был совершенно другого мнения о Власике. В своих «Беседах о Сталине» он пишет о Власике как об одном из самых преданных людей в окружении Иосифа Виссариновича.
И все же, в биографии Власика достаточно темных пятен. И многие из них связаны с личной жизнью «цепного пса» Сталина. Так, Власик, судя по всему, никогда не был образцовым семьянином. Он всю жизнь был женат на одной женщине – Марии Семеновне, воспитывал приемную дочь Надежду. При этом вся Москва знала о шумных застольях, которые устраивал генерал. Среди гостей бывало много деятелей культуры, желавших снискать расположение «правой руки» вождя. Некоторые участники этих сборищ впоследствии рассказывали, что Власик страшно напивался, многим угрожал арестом и расправой, а понравившихся ему женщин часто склонял к интимной связи.
Покушение в Гаграх, опала и ссылка: закат карьеры
Николай Власик был телохранителем Сталина на протяжении 25 лет – так долго эту должность не занимал никто. Но ведь в какой-то степени Власик и вправду был гораздо больше, чем просто телохранитель. Он обладал колоссальным влиянием, ведь именно от него зависели жизнь и здоровье главного человека в СССР.
За 10-15 лет службы в кремлевской охране Николай Власик дослужился до генерал-лейтенанта, создал и возглавил огромную сложную структуру, обеспечивающую не только безопасность, но и быт первых лиц государства.
Каким бы человеком он ни был, надо признать, что со своими обязанностями он справлялся безукоризненно. За все годы, что Власик работал в охране Сталина, с головы вождя не упал ни один волосок. Лишь один раз Власику пришлось закрывать генералиссимуса от пуль – в 1935 году в Гаграх. Во время речной прогулки катер, на котором находился Сталин, обстреляли с берега. Власик среагировал мгновенно, но стрелки и без того оказались не слишком меткими – все пули прошли мимо цели.
В 1943 году Власик был назначен начальником 6 управления наркомата государственной безопасности СССР. В годы войны он отвечал за эвакуацию партийного руководства из Москвы в Куйбышев, а также за безопасность знаменитого парада на Красной площади, который состоялся 7 ноября 1941 года. Кроме того, на нем лежала ответственность за безопасность глав стран-участниц антигитлеровской коалиции во время международных конференций.
После войны Власик стал начальником Главного управления охраны Министерства госбезопасности СССР, а еще через полгода занял пост руководителя Главного управления охраны. В 1947 году генерал получил депутатский мандат Столичного Совета депутатов рабочих второго созыва.
Но Берия на этом не остановился. В 1952 году решением Политбюро была создана комиссия по проверке деятельности ГУО МГБ СССР. Тут-то Власику припомнили все: и загулы, которые он вместе с подчиненными устраивал прямо на правительственных дачах, пока те пустовали, и расхищение продуктов, и даже то, что после Потсдамской конференции генерал тайком вывез из Германии различные ценности, в том числе двух коров (он действительно переправил их в Беларусь – по заверениям Власика, скотину он передал семье своей сестры).
Эти обвинения выглядели гораздо более правдоподобными, и на этот раз Сталин не стал заступаться за своего телохранителя. Почему? Причин может быть много. Возможно, все дело в обострившейся с годами подозрительности – незадолго до смерти Сталину повсюду мерещились заговоры. А, может быть, он просто решил, что пришло время свежих кадров, и это отразилось на Власике.
Как бы то ни было, 29 апреля 1952 года Николай Власик был снят со своей должности и отправлен на Урал, в город Асбест, где его назначили заместителем начальника Баженовского исправительно-трудового лагеря МВД СССР. Но долго он там не прослужил: уже в декабре его арестовали в связи с «делом врачей». Власика обвинили в том, что он не принял во внимание заявление врача Лидии Тимашук, которая диагностировала у Андрея Жданова инфаркт миокарда, а затем обвинила кремлевских врачей в том, что они назначили больному неправильное лечение, в результате которого, по ее мнению, он скончался.
Сам Власик в воспоминаниях писал, что никаких оснований верить Тимашук не было: «Никаких данных, порочащих профессоров, не было, о чем я и доложил Сталину».
В январе 1955 года Николай Власик был признан виновным в злоупотреблении служебным положением и приговорен к 10 годам лишения свободы. Наказание он отбывал в Красноярске. Его лишили генеральского чина и всех наград. В марте 1955 года, через два года после смерти Сталина, Власику сократили срок до пяти лет. Наконец, 15 декабря 1956 года его освободили, однако без реабилитации.
В Москву Власик вернулся ни с чем: все его имущество было конфисковано, квартиру, в которой он жил, превратили в коммуналку. Но несмотря на все пережитое, Власик до последних дней жизни считал себя обязанным Сталину и ни в чем его не винил.
Он умер от рака легких 18 июня 1967 года. И только в 2001 году был реабилитирован. Все награды Власика были возвращены его дочери.