Год народного творчества и культурного наследия СНГ: история русской матрешки
2022 год был объявлен Годом народного творчества и культурного наследия в Содружестве Независимых Государств. Mir24.tv рассказывает о народном искусстве, особенностях быта, культурных и обрядовых традициях, укладах жизни, памятниках народного творчества и этнокультурном многообразии народов, населяющих страны СНГ.
А вы знаете, какой образчик народного творчества чаще всего хотят увезти с собой из России зарубежные туристы? Конечно, русскую матрешку! Наивная, веселая и задорная, она покоряет сердца с первого взгляда. Рассказываем о том, как появился один из самых известных символов России, где его делают сейчас и как отличить игрушки, сделанные в разных регионах нашей страны.
Детская развивающая игрушка или символ России?
Технология изготовления матрешек окончательно сформировалась в XIX веке и с тех пор практически не менялась. Но вкладывающиеся друг в друга игрушки простых форм делались на Руси и раньше. Например, расписные пасхальные яйца – их создавали разных размеров и прятали в самом большом.
К слову, механический токарный станок в России был изобретен еще в 1717 году – на 80 лет раньше, чем в Европе, при деятельном участии Петра I. А через 100 лет – в начале XIX века – сотни мастеров уже занимались производством токарной игрушки: точили мелкие рюмочки, чашечки, грибки, яйца, баночки, подсвечники.
Так или иначе, образ современной матрешки, который хорошо знаком всему миру, был создан в 1898 году в Москве, в мастерской при магазине «Детское воспитание» в Леонтьевском переулке. И магазин, и мастерская принадлежали семье Мамонтовых, в которой было шестеро детей. Жена Мамонтова Мария Александровна, деятельная и активная, была увлечена идеей всестороннего развития детей – своих и чужих. Она издавала журналы на эту тему, а также придумывала для своего магазина игрушки и игры, которые сегодня назвали бы развивающими.
Там игрушку «одели» в нарядный сарафан и русский платок, сделали ей веселое улыбающееся лицо крестьянской девушки, дали в руки петуха и назвали популярным в то время именем Матрена. Но она была такой уморительной, что прижилась лишь уменьшительная форма имени, и игрушка стала называться матрешкой.
Еще через два года Василий Звездочкин разработал технологию производства трех- и шестиместной игрушки. А вершину его искусства – восьмиместную матрешку – послали на выставку в Париж. Ее расписал один из создателей «русского стиля», художник-передвижник, архитектор и декоратор Сергей Малютин.
На парижской выставке 1900 года малютинская матрешка произвела фурор: за оригинальность и своеобразие росписи игрушка получила золотую медаль и стала всемирно известной. С тех пор почти все иностранцы, побывавшие в России, старались увезти с собой этот милый и незатейливый сувенир.
Задорный характер и русская душа
До сих пор русская матрешка является одним из самых популярных национальных сувениров. Ее образ претерпел множество изменений. В каждом регионе делают свою, уникальную роспись и стараются сделать именно свою матрешку узнаваемой, самобытной. Но общие черты сохранились. Это всегда румяная, дородная молодая женщина в праздничном русском костюме и цветастом платке на голове. Она мила, жизнерадостна, полна сил, так и пышет здоровьем и оптимизмом. Так что смело можно утверждать, что матрешка – игрушка с задорным характером и русской душой.
Матрешка – это символ жизни, материнства, продолжения рода: внутри нее многочисленное потомство, мал мала меньше. И каждую новую куколку, извлекая, можно рассматривать без конца: наряды и лица уникальны. Матрешка – это сильный образ, она как бы выступает опорой своего рода, берегиней и защитницей. Причем делает это легко, без всякого напряжения. Красивая, нарядная и яркая, она излучает благополучие, энергию и радость.
Для создания деревянной основы русской матрешки используют мягкие породы древесины – липу, ольху, березу. Больше всего мастера-токари любят липу, так как она очень мягкая и с нею легко работать. Для того, чтобы готовое изделие не растрескалось, дерево должно пролежать на открытом воздухе два года и основательно подсохнуть. После чего ствол распиливают на бруски. Для вытачивания игрушек подходят не все фрагменты, а только те, которые лишены сучков.
Весь путь от бруска до готового сувенира занимает множество этапов. Мастера-токари начинают работу с самой маленькой игрушки, которая должна поместиться в игрушку чуть большего размера. И так до самой большой. Заготовки для матрешек точат на маленьких кустарных предприятиях, а в некоторых селах России их изготавливают прямо в домашних мастерских. Например, в Полховском Майдане Нижегородской области практически все мужское население имеет собственные токарные мастерские, где любовно обустраивает рабочее место и инструмент. Еще бы – токарям приходится проводить у станков по 9-10 часов в день. А по-другому на кустарном промысле не заработаешь. Мастерство передается от отца к сыну.
А самые большие неразъемные матрешки расписаны художником Борисом Красновым и находятся в Москве. Их «рост» – 13 метров. Больше них – высотой в 30 метров – только здание в форме матрешки, но оно построено не в России, а в китайской Маньчжурии.
Как и где расписывают матрешек?
Расписывают матрешек, отдавая дань традиции, до сих пор вручную. Но сначала выточенную на токарном станке и отшлифованную куклу нужно загрунтовать. Для этого каждую фигурку вручную натирают раствором крахмала и сушат при комнатной температуре, повторяя эту процедуру три-четыре раза.
Потом матрешек расписывают анилиновыми красками или гуашью. Процесс росписи матрешки обычно поделен на несколько операций. Сперва художницы наносят контур – вырисовывают на деревянной заготовке лицо, фартук, руки, платочек. Намечают детали карандашом, а потом обводят тушью. Затем закрашивают разными цветами одежду, платок, фартук. И украшают их узорами. Лицо рисуют в последнюю очередь. Это самая тонкая работа.
Когда краски высохнут, фигурки покрывают лаком и сушат при комнатной температуре.
Сергиево-Посадская матрешка представляет собой круглолицую нарядную девушку в ярком сарафане и узорчатой кофте. На ней яркий платок и передник. Контуры росписи всегда имеют черную обводку тушью. Передник может быть однотонным, в цветочек или с растительным узором. В память о первой матрешке, которая держала в руках петуха, в росписи сергиево-посадских матрешек часто отражают крестьянскую жизнь. Местные матрешки держат в руках кувшин, букет цветов, котенка или курочку. Это главная отличительная черта сергиево-посадской матрешки от всех других.
Семеновские матрешки узнаваемы по яркой росписи преимущественно красного и желтого цветов. Платочки традиционно окрашиваются в горошек. В отличие от сергиевских кукол, здесь особое внимание уделяется красивым цветочным мотивам на переднике. Мастера используют контрастные цвета и обводку деталей рисунка черной краской, чтобы они выделялись на фоне фартука.
Форма полховских матрешек также заметно отличается от всех остальных. Фигурки более вытянуты по вертикали, с маленькой, жестко очерченной головкой, у которой почти плоская макушка.
Вятская матрешка – самая северная. Ее тоже не спутать ни с какой другой: мастерицы украшают вятских матрешек инкрустацией из белой и золотой ржаной соломки. Рисунок росписи чаще геометрический, в нем заметны северные мотивы. Также у вятских матрешек самая подробная прорисовка лиц: они с большими голубыми глазами, пышными ресницами и пухлыми губками.
Начиная с 90-х годов прошлого века наряду с традиционными промыслами стала развиваться авторская матрешка. До сих пор множество народных художников по всей России делают свою неповторимую роспись.
Есть и портретные матрешки, изображающие исторических личностей. Причем они появились отнюдь не в 90-х годах прошлого века, как может показаться, а гораздо раньше. Известно, что еще в Российской империи к столетию войны 1812 года были сделаны две матрешки – Наполеон и Кутузов со своими штабами. А к столетию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя были изготовлены матрешки с персонажами его литературных произведений «Мертвые души» и «Ревизор». Также с дореволюционных времен выпускалось много матрешек, изображавших народы России в национальных костюмах.