Свое будущее выбирает Франция. Президентская гонка, второй тур: Макрон против Ле Пен. Кандидат от оппозиции проголосовала еще в полдень – на севере страны в департаменте Па-де-Кале. Именно этот округ Ле Пен представляет в Национальном собрании. У входа в избирательный участок устроила небольшую фотосессию со своими сторонниками. Два часа спустя в том же департаменте, но в другом городе, свой выбор сделал действующий президент. Голосовать Макрон пришел вместе с супругой. Во втором туре французские избиратели были менее активны, чем в первом – по крайней мере, к пяти часам вечера по парижскому времени явка составила 63,23% – это на 1,5% меньше, чем 10 апреля. О противостоянии Макрона и Ле Пен – политический обозреватель «МИР 24» Роман Никифоров.
Макрон готовится к решающей схватке, боксирует во время поездки в Сен-Дени. После нескольких промахов проводит удачную серию по корпусу, благо противник не отвечает. Макрон идет в народ. Целует детей мигрантов, фотографируется. Но группу поддержки оттесняют недовольные.
Впрочем, команда Макрона не переживает. Французские СМИ, если и показывают такие эпизоды, то с пояснением: президент – настоящий демократ.
«Произведена мобилизация всех СМИ для того, чтобы представить Макрона как единственного кандидата, скажем так, нормального, не экстремистского кандидата», – отметил научный сотрудник факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ Дмитрий Суслов.
В большую политику Эммануэль Макрон даже не пришел – ворвался. Каких-то шесть лет назад, будучи еще министром экономики и финансов в правительстве Франсуа Олланда, создал свою партию с нуля. На следующий год она одержала триумфальную победу на выборах в парламент. Сам Макрон стал президентом в 40 лет.
Тут же пошли слухи о могущественных покровителях. Тем более что до прихода в правительство Макрон сделал головокружительную карьеру в Банке Ротшильдов – за два года заработал три миллиона евро и стал управляющим партнером.
Экономические прорывы президенту-экономисту пока не удались. В 2018 году в стране началось движение «Желтых жилетов» – сначала как протест против повышения цен на топливо, а затем и вообще против внутренней политики властей.
Макрон пытается взять реванш на международной арене – стать лидером всей Европы. В отношениях с Москвой берет на себя роль посредника. Только за последние два месяца – девять телефонных разговоров с президентом Путиным. Появляется даже новый термин «макронить», то есть звонить по поводу и без повода в любое время.
Политик – многовекторный, в том смысле, что векторы свои легко меняет. Два года назад, например, заявил о смерти «мозга НАТО».
Зато сегодня он истинный атлантист, что оберегает западное единство от таких как Марин Ле Пен.
Такой поворот в истории Франции уже был во времена основателя Пятой республики, генерала Шарля де Голля.
У лидера оппозиции бойцовский дух, что называется, в генах. Отец – Жан Мари Ле Пен, ветеран французского иностранного легиона, участник Алжирской войны. Свой «Национальный фронт» основал в 1972-м. Два года спустя стал кандидатом в президенты. Во время предвыборной кампании потерял в драке левый глаз. Сначала ходил с повязкой, потом вставил имплант.
В 2002-м ультраправый политик произвел фурор – пробился во второй тур президентских выборов. Тогда его главный соратник – дочь Марин – плакала от радости. В итоге президентом избрали Жака Ширака, а в семействе Ле Пен начались разногласия. Марин стала новым лидером движения и решила сделать партию менее радикальной. Отец упрямился, и в 2015-м из «Национального фронта» исключили его основателя. Поначалу Жан Мари даже отрекся от строптивой дочери. Но потом оттаял и поддержал перед выборами 2017 года.
Европейскую элиту и ее яркого представителя Макрона такое вольнодумство явно пугает.
«Нам нужна сильная Европа. Нам нужен франко-немецкий тандем, который бы управлял», – говорит Макрон.
«Вы заменили французский флаг флагом Европы», – отвечает Ле Пен.
Дальше – больше. Ле Пен покушается на святое.
Западные СМИ Ле Пен иначе как ультраправой не называют. Хотя из правой повестки разве что борьба с нелегальной миграцией и предложение запретить в школах хиджабы. Все остальное скорее характерно для левых партий. Ле Пен предлагает повысить зарплаты на 10%.
Тем не менее, опросы общественного мнения – и европейские, и французские – предрекали убедительную победу Макрону – от 10% и выше. Вопрос, насколько им можно доверять.
Неопределившимися во Франции можно считать до 40% избирателей. Так что Запад нервничает. Лидеры Германии, Испании и Португалии опубликовали обращение к французскому народу.
«Это выбор между кандидатом-демократом, который считает, что Франция сильнее в мощном и самостоятельном Европейском союзе, и ультраправым кандидатом, который открыто выступает на стороне тех, кто нападает на нашу свободу и нашу демократию», – пишет французский Le Monde.
Еще четыре года назад такой пассаж наверняка вызвал бы во Франции бурю возмущения. Но сегодня реальность иная: «Вмешательство в выборы? Нет, не слышали».
Имя девятого президента Франции станет известно, когда закроются все избирательные участки в стране – после 21:00 по Москве. Окончательные итоги объявит Конституционный совет в середине недели. Опросы избирателей на выходе из участков во Франции проводить запрещено. Так что журналисты со всего мира ориентируются на данные, которые приводят в соседних странах – Германии, Швейцарии и Бельгии. Одно из авторитетных бельгийских изданий La Libre говорит об уверенной победе Макрона. Правда, речь о голосовании за границей. Российские Telegram-каналы пишут об успехе и в cамой Франции, но свои источники не указывают.