«Каждая мелочь имеет значение»: как ремонтируют духовые музыкальные инструменты
Духовые музыкальные инструменты – обязательная составляющая симфонических оркестров, без них не обходятся выступления музыкантов на концертах – от джазовых до классических. И при этом для их производства и обслуживания требуется работа мастеров, которые годами шлифуют свои профессиональные навыки, чтобы музыканты могли играть, а слушатели наслаждаться музыкой. О том, как проходит реставрация музыкальных инструментов и почему для их ремонта важно самому играть на сцене, корреспонденту Mir24.tv рассказал мастер «Ателье Гончарова» Евгений Малых.
От студенческого общежития к собственному производству
Изначально ателье возникло из ремонтной мастерской 10 лет назад. Его основал Владислав Гончаров, который начинал как единственный работник своей мастерской. Первым местом для ремонта инструментов стала комната в общежитии Московской консерватории имени П. И. Чайковского, в которой тогда учился Владислав. За несколько лет предприятие превратилось в ведущую мастерскую по ремонту и реставрации духовых музыкальных инструментов. А три года назад мастерская доросла до собственного производства, которое открылось в Нижегородской области. Сейчас ателье производит более 500 инструментов в год. Для сравнения: по данным консалтингового агентства Discovery Research Group, в 2020 году в России было произведено 9 245 духовых музыкальных инструментов.
«В 2021 году ателье получило статус отечественного производителя инструментов, что помогло заметно расширить рынок сбыта. Из духовых инструментов мы пока единственные производители, получившие официальную лицензию», – рассказывает Евгений.
В прошлом году появилось Распоряжение Правительства РФ от 10 сентября 2021 г. № 2526-р «О закупках музыкальных инструментов для оснащения детских школ искусств». Благодаря этой мере поддержки ателье нарастило производственные масштабы и смогло поставлять инструменты для комплектации детских духовых оркестров.
Что касается медных духовых инструментов, то собственные токарные станки с ЧПУ оборудованием из Японии, Германии, Швейцарии и Тайваня дают возможность контролировать качество и изменять параметры деталей под запросы заказчиков. Часть комплектующих приобретается на фабриках французской компании Buuffet-Group, а также словацкой фирмы Bach.
О духовых музыкальных инструментах
Ателье производит порядка 50 наименований духовых музыкальных инструментов, которые делятся на деревянные и медные. К первым относят в основном кларнеты, саксофоны, флейты, гобои и фаготы. Ко вторым – трубы, тромбоны, валторны и тубы. Каждое семейство инструментов включает родственные модели, к примеру, саксофоны делятся на альт, сопрано, тенор и баритон. Все они производятся в ателье.
Деревянные духовые инструменты генерируют звук в результате колебаний заключенного в них столба воздуха. Высота звучания определяется в них размерами: чем больше заключенный в них объем воздуха и соответственно медленнее его колебания, тем ниже издаваемый инструментом звук. И наоборот, чем меньше объем воздуха, тем выше издаваемый инструментом звук. Дополнительно высота звучания регулируется специальными клапанами. Несмотря на название, многие деревянные духовые производятся из других материалов: пластика, алюминия и даже стекла. Например, саксофон, который относят к деревянным духовым, вообще никогда не изготавливался из дерева.
Медные духовые инструменты называются так потому, что их первые представители изготавливались из меди, однако сейчас в производстве используют латунь, серебро и дюраль. Высота звука в медных духовых регулируется положением губ, силой выдуваемого воздуха и нажатием на клапаны (вентили), которые открывают и закрывают дополнительные трубки инструмента.
О ремонте инструментов и частых поломках
У каждого инструмента процесс эксплуатации занимает разные сроки. Многое зависит от качества ухода. Допустим, если взять саксофон, то как минимум раз в год его необходимо регулировать и примерно раз в 5 лет инструменту необходим капитальный ремонт. Что касается медных инструментов, то срок от начала эксплуатации до капитального ремонта увеличивается до 10-15 лет, в зависимости от того, как обращаются с инструментом.
Евгений говорит, что лично он учился сборке и ремонту инструментов на заводах Юргена Фохта и Энгельберта Шмида в Германии – по тромбонам и валторнам, соответственно. Несколько мастеров проходили стажировку на заводе «Selmer» во Франции и стали сертифицированными специалистами. Эта компания-производитель музыкальных инструментов основана в Париже в 1885 году Анри Сельмером и считается одним из ведущих в мире производителей высококачественных деревянных и медных духовых инструментов. Наибольшую популярность у музыкантов завоевали их фирменные саксофоны.
Как отмечает Евгений, в стране существуют ассоциации фортепианных и скрипичных мастеров, но ассоциация духовых мастеров пока не создана. Поскольку производство музыкальных инструментов в основном перенесено в Россию, индустрию необходимо обслуживать профессионалам. Поэтому среди работников ателье появилась подобная инициатива – создать отечественное профессиональное сообщество, как это распространено в Европе, где развита сеть мануфактур и мастерских, объединенных в Гильдию музыкальных мастеров.