В Театре Табакова – «Схватка»: «Добро пожаловать в адское логово!»
В Московском театре Олега Табакова премьера. Художественный руководитель Владимир Машков поставил комедию по пьесе американского драматурга, лауреата Пулитцеровской премии, номинанта на премию Тони, автора сценариев к фильмам «Чернильное сердце», «Полтергейст», «Кроличья нора» Дэвида Линдси-Эбера. Оригинальное название Ripcord в переводе означает «вытяжной трос» – веревка, которая раскрывает парашют. В России постановку назвали «Схватка».
Действие разворачивается в комнате пансионата, где живут пожилые люди. Абби (Яна Сексте) – угрюмая сварливая старушка, которой ужасно не нравится новая соседка по комнате – уж больно много от нее шума. Мэрилин (Алена Лаптева) – жизнерадостная бабуля, обожающая розовый цвет, никогда не раздражается по пустякам и мечтает занять кровать у окна. Абсолютно разные, они устраивают бой без правил. Какие испытания предстоит пройти обеим, чтобы добиться желаемого – места у окна или выселения соседки? Обеим предстоит свободное падение в неизвестность. А вот сработает ли ripcord, узнаем в финале.
Огромные стеклянные окна как напоминание о том, что мир не ограничивается одной лишь спальней в пансионате, полузасохшие цветы в горшках, которые, кажется, вянут не столько от недостатка воды, сколько от бездушности Абби, и бесконечное количество портретов, рисунок внука, огромный шкаф с яркой одеждой, постоянно вываливающейся наружу, боксерские перчатки – кажется, пространство Мэрилин наполнено гораздо больше, чем у ее сожительницы: хозяйка этих вещей привыкла ярко заявлять о себе и занимать максимальное пространство, где бы она ни находилась. Словом, сценография и костюмы максимально реальны и продуманы до мелочей, впрочем, как и всегда в Табакерке.
Но на этот раз вполне себе реальная история, разворачивающаяся в комнате, «выходит» за ее пределы: есть и элементы хоррора, и прыжки с парашютом – впрочем, всех карт раскрывать не будем. Пожалуй, самое интересное в этом спектакле – это даже не само действие, а именно персонажи. Почему люди становятся именно такими, какие они есть – очень разные, но в то же время такие похожие друг на друга? Почему кто-то не скрывает своей злости и обиды на весь белый свет, а кто-то прячет все это под маской жизнелюбия? «Уже давно ничего не пугаюсь», – говорит одна и, конечно, лукавит. «Я вообще никогда не злюсь», – утверждает другая и тоже, безусловно, говорит неправду.
Так что же победит – жизнелюбие и оптимизм или серьезность и суровая действительность? Что легче – растопить сердце человека или превратить его в камень? Можно ли вернуть чувственную память и почему мы все-таки порой ее утрачиваем? «После 20 лет срывов и вранья становится трудно верить», – говорит Абби. И с этим трудно поспорить. Но можно ли вновь обрести счастье? Стоит ли попробовать еще раз поверить близкому человеку и дать ему второй шанс после долгих лет обид и разочарований? А что скрывается под «розовой» маской великодушия и оптимизма? И действительно ли она безобидна?
Удивительно, что обе роли старушек исполняют довольно молодые артистки. И, надо сказать, делают это мастерски. Но почему режиссер использовал именно такой ход?
До глубины души трагический спектакль про одиноких старушек в Табакерке вызывает улыбку и даже смех. Но в финале все же щемит сердце – настолько все это трогательно. Однако главному принципу – чтобы зритель ушел в позитивном расположении духа – здесь не изменяют. Так что есть и о чем подумать, и над чем посмеяться, и даже, возможно, прослезиться. Сочувствие, любовь, внимание – а как без этого? А еще любимый современным театром гротеск. И самые главные слова в финале: «Я чувствую!!!» Вот, пожалуй, ради этого и стоит жить. Не так ли?..