Испытания на сиротах, мор индейцев и смерть Петра II: история натуральной оспы
Не успела закончиться история с коронавирусом, как начали появляться тревожные сообщения о новой заразе, медленно распространяющейся в мире. Речь идет об оспе обезьян, клиническая картина которой напоминает клиническую картину натуральной оспы – единственной болезни, которую человечеству удалось полностью искоренить к 1980 году. До этого натуральная, она же черная оспа унесла сотни миллионов жизней – только в ХХ веке от нее погибло более 300 миллионов человек. В Европе Средних веков сложно было найти человека, который не переболел ею, до наших дней дошла немецкая поговорка: «Von Pocken und Liebe bleiben nur Wenige frei» («Немногие избегнут оспы и любви»). Оспа пробиралась и в хижины бедняков, и в королевские дворцы, эта болезнь стала причиной смерти императора всероссийского Петра II. Рассказываем историю натуральной оспы.
Натуральная оспа является одной из немногих антропонозных инфекций. Это означает, что вирус-возбудитель способен паразитировать в естественных условиях только в организме человека. Передается вирус контактным путем и вызывает общую интоксикацию организма, высокую температуру, через некоторое время появляются пузырьковые высыпания на коже и слизистых, которые, исчезая, оставляют после себя оспины – втянутые рубцы. Натуральную оспу вызывают два вида вирусов: Variola major и Variola minor, в первом случае смертность составляет 20-40% и более, во втором – 1-3%.
Натуральная оспа известна человечеству более трех тысяч лет. Установлено, что вирус мутировал из вируса верблюжьей оспы, а это могло случиться после одомашнивания верблюда, то есть в третьем тысячелетии до нашей эры. Следы оспин были найдены, к примеру, на мумии фараона Рамзеса V, правившего примерно в 1146-1142 годах до нашей эры.
В Коране есть такая сура: «Неужели ты не знаешь, что сотворил Господь твой с воинством слона? Разве Он не разрушил их козни и не послал на них стаи птиц? Они осыпали их осколками обожженной глины и превратили в подобие нивы, изъеденной (саранчой)». Речь в 105-й суре идет о событиях, которые произошли в год рождения пророка Мухаммеда, то есть примерно в 570 году новой эры.
Крестьянскому мальчику Александру Маркову, у которого был взят материал для прививки, были пожалованы дворянство, фамилия Марков-Оспенный и дворянский герб с изображением обнаженной руки с оспиной выше локтя. В том же 1768-м в России появились оспопрививальные дома, а чтобы побудить население прививаться, каждому смельчаку выплачивался рубль.
Но у вариоляции были серьезные минусы: во-первых, в небольшом проценте и она приводила к смерти, во-вторых, вызывала эпидемии, в третьих, зачастую неправильно проводилась шарлатанами.
Еще во второй половине XVIII века некоторые ученые и фермеры заметили, что люди, переболевшие коровьей оспой, впоследствии не болеют натуральной. Так были заложены предпосылки к вакцинации – прививке ослабленным вирусом. Английский врач и натуралист Эдвард Дженнер около 30 лет наблюдал за естественными случаями заражения людей коровьей оспой и в 1796 году публично провел эксперимент над восьмилетним мальчиком (как тогда было принято – над сиротой из приюта), которому привил этот вирус. Затем он пробовал привить ребенку вирус натуральной оспы, но она не принялась. Таким образом Дженнер стал одним из основоположников вакцинации, хотя спасительной, как показала история, идее сначала усиленно сопротивлялись простые граждане и духовенство.
Постепенно массовая вакцинация против оспы начала вводиться в европейских странах, в Российской империи – с 1812 года. Первую вакцинацию в 1801 году осуществил доктор медицины Ефрем Мухин, который привил оспу мальчику Антону Петрову. Решением императрицы Марии Федоровны в память об этом событии он получил новую фамилию – Вакцинов.
Отчасти интенсификации способствовала вспышка оспы, которая случилась в Москве в 1959-1960 годах, хотя в СССР болезнь была изжита к 1936 году. Виновником стал художник Алексей Кокорекин, который отправился в двухнедельную поездку в Индию и привез оттуда ковер погибшего брамина, на сожжении тела которого присутствовал. В Москве он почувствовал себя плохо и вскоре умер в Боткинской больнице. Узнав, что в столице появилась оспа, власти приняли беспрецедентные меры безопасности: все люди, с которыми общался Кокорекин, были изолированы, причем из-за одного был развернут самолет, направлявшийся в Париж. Были установлены и отправлены на карантин все посетители комиссионок, через которые продавались подарки, привезенные художником жене и любовнице, вещи сожгли. Город был закрыт, железнодорожное и авиационное сообщение, дороги перекрыли, всем москвичам провели повторную вакцинацию.
Последний случай заболевания в естественной среде (и вспышка заболевания) был зафиксирован в Сомали в 1977 году, а в 1980-м ВОЗ объявила о ликвидации оспы. Правда, это еще не означает, что эпидемий натуральной оспы не случится в будущем: вирус официально хранится в двух лабораториях: в наукограде Кольцово под Новосибирском и в Центре по контролю и профилактике заболеваний США. Ученые продолжают работать над созданием новых, более совершенных вакцин от оспы на случай, если вирус есть где-то еще...