Цыплят считают по осени, а в овцеводстве итоги подводят в конце весны – начале лета. В это время в хозяйствах начинается сезон стрижки овец – пожалуй, главное событие для фермеров.
На стрижку – в порядке живой очереди. Кошара (помещение для содержания овец – прим. ред.) племенного завода «Восток» в Ставропольском крае на время превратилась то ли в цирюльню, то ли в стригальню. Маточное стадо – а это все 600 голов – сегодня останется без шерсти.
В длинном помещении с большим количеством окон сразу несколько загонов. В одних плотно набиты бараны, так что они едва могут шевелиться. В тесноте да не в обиде. С другой стороны свободнее – туда переселят уже остриженных животных. Посередине кошары столы, хорошо освещаемые лампами. Чтобы стрижка была аккуратная, здешним «парикмахерам» нужно много света.
Техника дошла и до овцеводов. Для стрижки баранов уже не используют ножницы. Это сильно замедляет процесс. Облегчают работу современные стригальные машины.
Схватить «клиента» в плотно набитом ряду баранов не составляет труда. Задние конечности фиксируют с помощью веревки. Спереди его обездвиживает сам стригаль, который обхватывает барана ногами. Сделав несколько резких движений, испуганное животное затихает. Угрозы жизни нет.
Стрижка сезонная, что называется, под ноль. На улице жарко, и с этих овец – не шерсти клок. Все состригают – начинают со спины, живота и боков. По голове, ногам и охвостьям тоже проходят стригальной машинкой. И здесь важна аккуратность.
Стрижка шерсти – дело трудоемкое. А для овец и вовсе полезное. Стригут животных раз в год. Летом у нестриженных овец начинается линька. Животное может потерять большую часть своей шерсти. Да и от перегрева овцы также могут похудеть и даже заболеть.
Советские овцеводы знали хитрость. Стричь баранов начинали в жаркий сезон. К этому времени шерсти отрастало еще больше, и она наливалась потом. Оттого и весила больше. Правда, из-за плотной «шубы» в жару животное теряло в мясе.
На племзаводе «Восток» выращивают северокавказскую мясошерстную породу овец. Молодняк реализуют другим хозяйствам, руно же на рынке всегда в цене. С одной овцы состригают до пяти килограммов шерсти. На выходе получают три килограмма чистого волокна.
Северокавказская мясошерстная порода – визитная карточка едва ли не всех ставропольских овцеводов. Мелкий рогатый скот вывели в регионе больше 60 лет назад. Овцы племзавода обладают крепкой конституцией, большим ростом и пропорциональным телосложением. Красавцам даже установили памятник «в золоте».
«Наши бараны-чемпионы в возрасте трех лет весят 180 килограммов, годовалые животные – 140 килограммов, у молодых овец максимальный вес – 85 килограммов», – поясняет Гайдашов.
Состриженное руно сортируют на специальном столе. Классировщики отделяют чистую шерсть.
Шерсть собирают в кипы. В каждой примерно около 100 килограммов. По прогнозам в этом сезоне племзавод получит 25 тонн шерсти.
Фермеры «Востока» с грустью вспоминают «жирные» времена Советского Союза. Тогда в стране была настоящая мания на шерсть. Полушерстяные брюки или шерстяное пальто было в гардеробе каждого советского человека.
Сегодня спрос на овечью шерсть невысокий. Она пока так и не стала золотым руном для ставропольских фермеров. Сотрудничество с покупателями из Беларуси, Болгарии, Германии, Вьетнама, Индии и Китая наладить не удалось, а в России предложение пока превышает спрос. От того и цены на шерсть низкие.
В прошлые годы при цене 20 рублей за килограмм стригалям едва удавалось выйти в ноль. К счастью кавказских овцеводов, купить сырье вызвалось предприятие из Карачаево-Черкессии. Готовы платить по 50 рублей за килограмм.
Фото: Аллан Себетов