Как появились советские игрушки и почему их производили на пороховых заводах?
1953-й год, Москва. В самом центре столицы, вокруг станции метро «Дзержинская», современной «Лубянки», сносили целый квартал. И все ради того, чтобы построить одно-единственное здание, которое должно было простимулировать послевоенную рождаемость. Сам министр торговли Анастас Микоян взял строительство под свой контроль. Этим зданием стал легендарный универмаг «Детский мир», который знали и любили во всем Советском Союзе. Mir24.tv рассказывает, как менялись советские игрушки и какую роль в этом сыграл главный детский магазин страны.
Дворец советского детства
«На этом месте раньше был Лубянский пассаж. И это место с точки зрения коммерции и продаж обладало своей энергетикой. Этот проект был очень амбициозным для того времени и благодаря стараниям тех, кто приложил к этому руку, все удалось сделать вовремя», – рассказывает генеральный директор «Центрального детского магазина на Лубянке» Александр Копанев.
Не хватало материалов и рабочих рук. Пришлось строить стены из разносортного кирпича, частично – из кладки старых зданий. Но строители спешили, чтобы всего за четыре года, к Международному фестивалю молодежи и студентов, на Лубянке вырос настоящий дворец советского детства, где будут обитать самые качественные, самые душевные и самые желанные советские игрушки.
Торжественное открытие магазина состоялось 6 июня 1957 года. Первые посетители «Детского мира» не верили своим глазам. Каких только игрушек не было на полках! Среди них – редкие экземпляры кукол: 20 образцов в национальных костюмах, которые разработал Научно-исследовательский институт игрушки и даже выставлял на международной выставке в Индии. Наконец-то куклы снова стали куклами – улыбчивыми и нарядными.
Гигантские окна освещали все пространство универмага. В них можно было заглянуть с улицы – как в гигантский кукольный домик. Зачастую в «Центральный детский мир» приезжали не за покупками, а покататься между этажами и походить между витринами. Внутри торгового здания впервые появились эскалаторы – многие приходили не только посмотреть, но и в том числе покататься на эскалаторах. Это был новаторский проект для эпохи оттепели. Покупать здесь игрушки было особым удовольствием.
Общая протяженность всех прилавков «детского рая» в советские годы – два километра. За хорошими игрушками всегда выстраивалась очередь. В праздничные дни – тоже толпы.
По словам генерального директора, «это была витрина тех производств, которые делали детские товары. Когда был выбор куда поставлять, однозначно это был «Детский мир». В магазине большое внимание уделяли тому, как это выставляется. Уже тогда были сезонные выставки, ярмарки – то, что мы считаем нововведением: ярмарки к 1 сентября, к Новому году, и это невероятно ярко украшалось».
Новое время – новые куклы
Немецкие фройляйн с голубыми глазами и белокурыми локонами, французские мамзели в модных шляпках, русские княжны с румяными личиками производства Императорского фарфорового завода… После революции для кукол, как и для людей, наступили трудные времена.
Производство игрушек прекратилось совсем, а когда игрушки вернулись – это были уже совсем другие лица, типажи и герои. Фарфор и кружева – слишком дорого для полуголодной страны. В ход пошли новые доступные материалы: дерево, стружка, вата и дешевые ткани. Вместо красивых, но однотипных лиц – самые разнообразные физиономии: красноармейцы в буденовках, работницы в красных косынках, почтальоны и матросы, пионеры и барабанщики.
«Художники придумывают игрушки нового типа. Они связаны с тем, что девочка, например, больше не должна быть мамой, она должна быть работником, она должна работать на заводе, в колхозе. Поэтому у кукол появляются определенные функции, они одеты в одежду, которая соответствует какой-то профессии», – отмечает директор Московского музея дизайна Александра Санькова.
«В экспозиции у нас есть очень интересный малыш-голыш из целлулоида, он лицом очень похож на тот самый значок октябренка, где Владимир Ильич в детстве. Можно сравнить и сразу увидеть очень большое сходство. С детства детям прививали культ личности», – продолжает Жильцов.
«Куклы по мотивам мультфильмов были абсолютным хитом. Наверное, у каждого была игрушка Чебурашка, которая производилась миллионными тиражами. И Чебурашка, и Гена тоже были спроектированы в Институте игрушки. Сначала кукольники делали гипсовые формы, потом их расписывали, потом этот авторский экземпляр передавался на фабрику. Когда мы показывали в Европе выставки советского дизайна, то иностранцев очень удивляло, что зеленый крокодил – это то, во что любили играть советские дети. До сих пор Чебурашка – милое ушастое создание – его любят в Южной Корее, Японии и вообще в Азии», – рассказывает Санькова.
Почти 300 страниц насчитывается в увесистом каталоге сувениров, которые выпустили к московской Олимпиаде 1980 года. Здесь есть марки, значки, часы, льняные рубахи и кеды с олимпийскими кольцами, но больше всего – мишек всех размеров и фактур. По словам Саньковой, «с Чебурашкой может посоревноваться только олимпийский Мишка. К Олимпиаде было выпущено несметное количество медведей. Они были абсолютно любой высоты, любого размера, это были мягкие или резиновые игрушки, парфюмерные флаконы, мишки из дерева, из стекла».
Зарубежные игрушки в СССР
В советских магазинах игрушек много, но так хотелось удивить одноклассников и вызвать зависть всего двора! Кукла из ГДР, в модной одежде, так похожая на современную девочку – лучший подарок для школьницы.
Семен Жильцов сравнивает куклы из СССР и ГДР: «В 1969 году Министерство легкой промышленности анонсировало, что будет выпущено 5 тысяч интерактивных игрушек, которые отличались тем, что в комплекте шли ложка с кашей и бутылочка с молоком. Кукла называлась «Непослушная Аленка». Как только мы подносим ложку с кашей к Аленке, она отворачивает голову, а как только даем бутылочку с молоком, она с удовольствием ее берет. Отличие от ГДРовской куклы было в том, что у нашей ресницы были пластиковые, а у немецкой – резиновые».
Александра Санькова отмечает, что западные куклы были более розовощекими, у них был более приятного цвета пластик, чем желтоватые советские куклы. Волосы были мягкие, расчесывались, а не становились паклями через неделю после накручивания разных причесок кукле. Это было связано с экономическими возможностями в стране и с технологиями и материалами, доступными для производства.
Директор Музея советского детства показывает пионерскую железную дорогу, которая была популярной в 1950-х годах. «Железная дорога с локомотивом и вагончиками поставлялась в дома пионеров, а все остальное уже делали дети. На ландшафтной поверхности они строили школу, садик, магазины и деревья. Если брать ГДРовскую дорогу, то она была гораздо меньше, включая паровозики и рельсы. Немецкую модель гораздо удобнее было использовать дома. Большую советскую железную дорогу не в каждой квартире можно было разместить, поэтому она и поставлялась в дома пионеров, либо дарилась детям высоких чиновников в виде подарка», – говорит Жильцов.
Еще одна знаковая игрушка 80-ых – кубик Рубика. Венгерский скульптор Эрне Рубик изобрел эту яркую головоломку в 1974 году, а в 80-ые среди советских детей уже вовсю проводились соревнования – кто быстрее соберет игрушку.
Футбольный тренер Александр Фатеев вспоминает о советских игрушках, которыми хотелось обладать до дрожи в руках. «Одна из таких игр была кубик Рубика, о котором я очень сильно мечтал. Вторая – это, конечно, «Ну, погоди» – прообраз тех электронных игр, которые есть сейчас, примитивная мини-приставочка, но очень желанная. Существовало несколько мифов, в частности, о том, что если ты наберешь 1 тысячу очков в игре, то в конце на экране появится мультик, и огромное количество времени тратилось на то, чтобы достичь этих заветных цифр».
Возрождение главного детского магазина
В советские годы поход в центральный универмаг за игрушкой – это не только сама игрушка. Это непременно фирменное мороженое, игра в первые советские автоматы и, конечно, гигантские часы и катание на карусели.
В 2015 году ЦДМ вновь распахнул свои двери после реконструкции. Директор магазина признается, что в «Детском мире» были такие элементы оформления, «которые остались дороги многим поколениям детей. Например, после реконструкции убрали карусель, но сработала обратная связь с покупателями. Многие писали: «Верните карусель!». И мы вернули карусель с этого года».