«Хватит с меня ошибок и боли…» в театре «Практика» премьера моноспектакля «Мама, я в Москве»
Театр «Практика», пожалуй, чаще других удивляет премьерами. В этом открытом театральном пространстве, которое базируется на площадке Музея Москвы, говорят на современном театральном языке, не боятся экспериментов, поэтому нередко тут случаются смелые коллаборации начинающих и опытных творческих людей из разных сфер искусства. И вот в разгар сезона отпусков здесь продолжают трудиться. Результат – новый моноспектакль «Мама, я в Москве». Что в нем необычного?
В основе постановки – остроумные, парадоксальные и автобиографичные рассказы Дины Губайдуллиной. И, конечно, лучше самого автора вряд ли кто их представит, так что девушка чуть больше часа повествует зрителю о проблемах, которые хорошо знакомы современной молодежи: как провинциалу приспособиться к жизни в столице и как молодой независимой женщине существовать в мире, где феминизм соседствует с патриархальными устоями? Но это все от авторов постановки, а как же все это видит зритель?..
Эта цитата из спектакля приходит на ум неслучайно. Вообще всю постановку хочется назвать «перевертыш», хотя бы потому, что авторам удалось буквально перевернуть внутренний мир человека и достать все наружу, чтобы каждый сидящий в зале наконец понял, что он не одинок, что его проблемы как-то удивительно похожи на проблемы сидящего рядом, и стоящего на сцене, и едущего на соседнем кресле в метро…
Героиня не выходит на пикеты за женские права. Она просто живет на окраине Москвы, смотрит в окно, разговаривает с соседями и мечтает. Здесь есть все: и лиризм, и образность, и ирония. Кстати, вот именно ирония-то и подкупает больше всего. Причем, в разговорах даже на самые пикантные темы нет никакой низкой пошлости, все воспринимается с улыбкой.
Коврик, Москва, мультики. Любовь, свидания, голуби, религия, метро, Нагиев… И, конечно, же воспоминания из детства, которые неразрывно влияют на восприятие действительности и сегодняшних реалий. И уже непонятно, что же больше занимает героиню – то, что здесь и сейчас, или все эти многочисленные камбэки.
Автор текстов – Дина Губайдуллина. Она же и исполняет их на сцене. Но нельзя не сказать о режиссуре, потому что именно мастерство Алексея Золотовицкого превращает все это из просто хорошего текста в действительно хороший спектакль.
Чем же он так хорош? Четко выстроенная цепочка событий и воспоминаний, тесно переплетающихся в голове и сердце молодой девушки и красиво оформленных мультипликацией Ашота Мефодина, наполняет смыслами и эмоциями каждого зрителя.
Кстати, мужчины, вы точно не скучали весь час, пока шел спектакль, но что вы чувствовали, когда с сатирой рисовались мужские образы на экране? Возможно, благодаря удачному тандему девушки-автора и мужчины-режиссера спектакль «Мама, я в Москве» в целом получился как инь и янь – о столкновении и притяжении противоположностей, о мужчинах и женщинах. Приоткрыв завесу тайны внутреннего мира, авторы дают возможность зрителю немножечко узнать себя, подумать, понять, что чувствует другой человек, а потом незаметно стать чуточку лучше и уже совсем иначе вести себя на свидании или просто вспомнить себя и от души посмеяться.
Жизнь маленького человека в большом городе. Как часто мы растворяемся в толпе, и все же остаемся наедине со своими проблемами. Как хочется найти свою половинку в этом «муравейнике». Но почему это так трудно в таком густонаселенном городе? Как самый обыкновенный человек справляется с трудностями, о чем думает, что чувствует, как переживает? Жизнь соткана из противоречий. Но именно это и заставляет нас выбирать и приспосабливаться, а значит, – жить! И только посмотрев на себя со стороны и улыбнувшись, можно многое понять, чтобы наконец принять и стать хоть капельку, но счастливее…