170 стихотворений, 56 переводов, 45 кратких притч и философских трактатов из «Слов назидания» и почти два десятка мелодий, покоривших степь. Такое наследие оставил великий сын казахского народа Абай. 10 августа страна отмечает его день – День Абая. Новая праздничная дата появилась в календаре официальных праздников в 2020 году.
«Человек рождается на свет с плачем и уходит скорбя. В промежутке между этими двумя событиями, так и не изведав истинного счастья, не распознав до конца ценности и неповторимости дарованной ему жизни, он бездумно прожигает ее в унизительных ссорах и недостойных спорах. Спохватывается, когда жизнь уже на исходе. И только тогда начинает понимать, что ни за какие сокровища мира невозможно продлить ее хотя бы на один день. Жить хитростью, обманом, попрошайничеством – удел бездарных проходимцев. Веруй в Бога, надейся на свое умение и силы. На честный и самоотверженный труд даже твердь земная ответит всходами» (из «Слов назиданий» Абая Кунанбаева).
Он родился 10 августа (по старому стилю) 1845 года в местности Сырт-Каскабулак, что расположена в 100 километрах от Семея, в Восточном Казахстане.
Как жил поэт и мыслитель, как зарождались вечные творения Абая, мы узнаем в основном благодаря его главному биографу – Мухтару Ауэзову. Именно его перу принадлежит выдающийся роман-эпопея «Путь Абая», и именно он предложил впервые открыть дом-музей своего великого земляка в Семее. 16 октября 1940 года музей распахнул свои двери для посетителей в особняке Анияра Молдабаева, который был одним из воспитанников Абая. А в 1967 году этот исторический центр переехал в здание бывшего дома купца Ершова.
«Накануне 150-летия Абая, которое по решению ЮНЕСКО отмечалось на мировом уровне в 1995 году и было данью уважения всего человечества великому сыну казахского народа, было принято решение о расширении нашей музейной экспозиции, о реорганизации всего музея. Наш музей был укрупнен и превращен в музей-заповедник, а на его баланс было перенесено здание медресе, в котором учился Абай. Оно имеет большое историческое значение. Первые его произведения были написаны, когда он учился в медресе», – рассказывает заместитель директора музея Абая Мейрамгуль Кайрамбаева.
В этом году музей Абая отмечает свое 82-летие. За столь солидный срок было пережито немало, но первый в республике литературный музей выжил. И не просто выжил: сегодня это – государственный историко-культурный и литературно-мемориальный музей-заповедник Абая «Жидебай-Борили», один из крупнейших музеев Казахстана. Сейчас он объединяет девять музеев, посвященных знаменитым личностям казахского народа, в городе Семей, Абайском и Урджарском районах Абайской области, и является признанным духовным центром, гордостью народа.
Фонды музея огромны, они насчитывают более 21 тысячи экспонатов, научная библиотека музея хранит более 16 тысяч изданий. Самые ценные и важные из них представлены в экспозициях музея. Особой гордостью является оригинал фотографии 1896 года, где Абай запечатлен с сыновьями – Акылбаем и Турагулом. Именно это фото вдохновило современников на создание памятника в Семее.
Вторая фотография 1903 года, где поэт снят вместе со своей семьей, хранится в доме-музее Мухтара Ауэзова в Алматы.
Существует гипотеза о существовании еще и третьего фото. Этот снимок сегодня находится в архивах семьи известного ученого, основателя казахстанской школы археологии и этнографии Алькея Маргулана. Его дочь Данель Маргулан рассказывает, что отец изучал в центральных городах Советского Союза архивы Октябрьской революции. «Первые снимки в степи» – так назывался обнаруженный им альбом фотографов Исаака Кеслера и Леона Буланже. В XIX веке они дважды сопровождали царских особ во время их путешествия в Омск. Как раз тогда и были запечатлены многие высокопоставленные персоны казахской степи, среди которых якобы оказался и Абай Кунанбаев. На найденной карточке заснят молодой казах в возрасте 23 лет. В фотоальбоме снимок сопровождался надписью: «Сын Кунанбая – Абай, «награжденный».
Однако некоторые исследователи жизни и творчества великого поэта не разделяют уверенности академика Алькея Маргулана.
«Насчет третьего фото я могу сказать, что, когда в свое время, в 70-е годы, Алькей Маргулан опубликовал его, было очень много споров. Но во время дискуссий так и не было доказано, что это Абай», – говорит заместитель директора музея Абая.
Однако была проведена почерковедческая экспертиза, которая доказала, что единственное сохранившееся письмо Абая к сыну Магауие было написано рукой поэта.
«Это единственный автограф Абая, написанный его рукой. В начальных строках письма он спрашивает сына о делах в ауле, а затем посвящает стихотворение», – заявляет профессор Корабай.
Заведующий отделом абаеведения Серикказы Корабай выдвигает свою версию загадочной судьбы письма: «В этом письме упоминается имя Шакарима. Мы думаем, может быть, поэтому письмо было позднее сдано в фонд музея Абая. Потому что в то время Шакарим был под запретом, только в годы независимости мы вернули это имя, он был реабилитирован, и теперь письмо все могут читать в подлиннике».
Письмо сегодня бережно хранится в фондах музея Абая в Семее. В целом здесь собрано немало уникальных документов, материалов и семейных реликвий, рассказывающих о жизни и творчестве мыслителя, о его поэтическом и родственном окружении. Они характеризуют и саму эпоху, в которой жил гений казахского народа.
«Огромный фонд – это, конечно же, большой плюс для посетителей. Но вместе с тем возникают и трудности: как донести до них такой объем информации? Именно поэтому в нашей новой экспозиции, которая была сделана в 2020 году, удачно применены самые новые технологии. Это, например, touch-экраны. Многие документы на бумажных носителях были оцифрованы, и теперь их можно посмотреть самостоятельно в мультимедийном зале. Там же с помощью сенсорных экранов можно, не мешая друг другу, посмотреть фильмы, спектакли об Абае, послушать его песни. Плюс, дополнительно в залах находятся информационные стенды с QR-кодами», – говорит замдиректора музея.
Еще один интересный зал, где надолго задерживаются многие люди, – это зал «Дала ауены» – «Звуки степи». В нем налажена система направленного звука, где перед каждой витриной человек видит казахский народный музыкальный инструмент и слышит его звучание.
А в зале, посвященном детству Абая, можно не только увидеть инсталляцию, где он маленький сидит с бабушкой Зере и внимательно слушает акына, который пришел к ним в гости, но и услышать сказки и песни, которые напевала бабушка, увидеть их сюжет, воссозданный на стене юрты театром теней.
А еще здесь же, в музее, можно получить бата – благословение от самого Абая. В приглушенном свете на казахском языке звучит напутствие, а его текст на выбранном посетителем языке (казахском, русском или английском) проявляется на ладонях человека. Эмоциональный подъем сложно описать словами.
«Конечно, все эти новшества не заменят живого общения с экскурсоводом. Поэтому нашим посетителям я все-таки советую прибегнуть к их помощи», – советует Мейрамгуль Кайрамбаева и отмечает, что у любого народа есть свои кумиры. Для казахов это Абай с его философией. И вроде бы относительно небольшое наследие – всего два небольших тома с его произведениями, которые дошли до потомков. Но если человек вдумчивый и читает Абая в разные периоды своей жизни, то каждый раз он может открывать для себя новый смысл, новые ответы на самые непростые вопросы.
«Хорошо ли я прожил до нынешнего дня, плохо ли, но пройдено немало. Всего было вдоволь в этой жизни: и споров, и тягостных пересудов, и борьбы, и недостойных ссор… Но вот, когда уже виден конец пути, когда обессилел и устал душой, я убеждаюсь в бесплодности своих благих намерений, в суетности и бренности человеческой жизни…» (из «Слов назиданий» Абая Кунанбаева).
Фото предоставлены Государственным историко-культурным и литературно-мемориальным заповедником-музеем Абая «Жидебай-Борили»