«Куда ты смотришь? Там же ничего нет»: в театре «Практика» экспериментальный спектакль Майи Дороженко «Вон там»
В театре «Практика» Майя Дороженко поставила спектакль «Вон там» о человеке, который потерял интерес к жизни. Открытое театральное пространство базируется в Музее Москвы и постоянно ищет современный театральный язык, привлекая как начинающих, так и опытных экспериментаторов из разных сфер искусства. Место однозначно интересное, хотя бы потому, что здесь всегда яркие и эмоциональные постановки, которые даже не стоит сравнивать с другими площадками.
Имя автора и режиссера спектакля тоже уже знакомо московскому зрителю. В ноябре она выпустила в Мастерской Петра Фоменко «По ту сторону ветра» по рассказам Романа Михайлова. Выпускница ГИТИСа курса Сергея Женовача обращается к творчеству Юна Фоссе – «визитная карточка» современной норвежской литературы, нередко его сравнивают с Ибсеном и причисляют к сотне ныне живущих гениев. Драматург и вправду интересный. Правда, Дороженко не следует след в след за автором, а решается на эксперимент, где нарушает абсолютно все правила, чтобы создать абстрактную скульптуру. Это как попытка собрать стул из одних ножек.
«У нас все хорошо»
Одвар (Лев Зулькарнаев) и Ингрид (Элизабет Дамскер) кажутся великолепной парой. Постоянно целуются, восторгаются друг другом, вместе часто сидят на любимом диване и смотрят любимую программу, а потом уединяются в спальне. Жена все время радостная, страстная. Что еще нужно мужчине? Правда, порой она кажется даже слишком одержимой своим отличным настроением. И становится понятно, что эта эйфория – следствие постоянных походов к психотерапевту. И постепенно мы замечаем, что супруг на самом деле не так уж и счастлив, как могло показаться вначале. Он теряет интерес к жизни. Его маленький идеальный мир больше не приносит счастья и удовлетворения. Тогда он задается вопросом: что же он такое на самом деле? Ощущая себя табуретом из сосны, он спрашивает сам себя:
А действительно, кто он? Как и чем живет? Но главное – для чего? Этот вопрос рано или поздно задает себе каждый. И потому этот спектакль, скорее, привлечет более зрелую публику, чем молодежь. Однако есть здесь еще один персонаж – Грустный человек (Ефим Белосорочка). До начала постановки он раздает зрителям леденцы на палочке (видимо, чтоб могли подсластить себе жизнь в случае чего), мило всем улыбается, а на деле оказывается безмерно одиноким человеком.
Этот сосед Одвара и Ингрид, услышав по радио, что каждый должен посадить дерево, притаскивает домой кучу растений в горшках, пытаясь тем самым заглушить свое одиночество. Но затем признается сам себе: «У меня никогда не было праздника, поэтому я решил устроить себе сегодня праздник. Рождество. Почему Рождество? Потому что это семейный праздник. Я – рождественское дерево…» И вот он уже вешает на себя гирлянду и танцует, но радости и счастья в этом танце нет, гораздо больше грусти. Он мечтает, чтобы все люди были счастливы и водили вокруг него хороводы. А в реальности этот человек коротает свои дни в однушке в гордом одиночестве.
Всех его друзей «срубили», то есть подмяли под себя их жены, а он – секвойя. Нет, такого не срубишь. Но отчего же так грустно?..
«Я слишком много сил потратила, и поэтому сделаю вид, что я не заметила, что его ненавижу…»
Получается, кто одинок – ищет себе пару и думает, что счастье «вон там», а пары видят свое счастье в одиночестве. Но одни уходят на поиски себя другого, нового (какого?), а кто-то остается, как Ингрид, не желая что-то менять хотя бы потому, что было приложено слишком много усилий. А из воспоминаний тем временем остаются только походы по магазину в поисках мебели и поедание котлеток. Впрочем, как говорят сами герои: «С нами что-то происходит. Мы неизбежно отдаляемся. Это неизбежно. Время никого не щадит, даже самые крепкие союзы. Это надо просто пережить».
Но удастся ли пережить? И вот для того, чтобы это случилось, наверное, и нужно понимать, кто ты на самом деле и чего ты хочешь. Тогда и другому будет проще тебя понять. А пока: «Куда ты смотришь? Там же ничего нет». А ничего и не будет до тех пор, пока ты сам не создашь это «что-то». Ведь «Вон там» – это слишком абстрактное понятие. Согласитесь?
Фото предоставлены пресс-службой театра «Практика»