«Черт возьми, вы часто так играете людьми?» В театре «Около дома Станиславского» премьера «Сирано де Бержерак»
В театре «Около дома Станиславского» премьера спектакля «Сирано де Бержерак» в постановке Александры Толстошевой – ученицы Юрия Погребничко. Получилось очень трогательно. Актеры исполняют свои роли, не жалея слез в прямом смысле слова. История любви, написанная Э. Ростаном, здесь обретает новое звучание. Это театр в театре. Зритель видит не только то, что написал знаменитый француз, но и непосредственно репетиционный процесс. И только любовь царит повсюду и в пьесе, и в театре в целом.
Как всегда, в «Около дома Станиславского» действие имеет непривычную форму, здесь все подчинено подтекстам и весьма условно. Начало ярко: выстрел, выкатывается ядро, которое забирает из-под кулисы чья-то рука… Все очень медленно, размеренно. Артисты не торопятся произносить слова и совершать действие, но вместе с тем внутренне темпоритм сохраняется, все действующие лица, как метроном, не сбивают его ни на секунду – отсюда и повышенный зрительский интерес.
Интересна и сама интерпретация пьесы. Здесь много аллюзий: со сцены цитируют Станиславского, Пушкина, Чехова… И все это так ладно перемежается с текстом пьесы Ростана, что не всегда даже сразу можно вычленить эти вставки. А декорации содержат отсылки к другим спектаклям. Как шутят артисты со сцены, театр-то бедный: что дали, с тем и играем. Старая железная кровать, тяжелые башмаки, тряпочные куклы и сразу вспоминаются и «Вишневый сад», и «Ревизор», и «Не горюй, заяц! (недействующая остановка)».
Артисты здесь говорят так тихо и убедительно, будто бы это не их персонажи, а они сами устали от своей несчастной любви. Сирано в исполнении Максима Севриновского невероятно обаятелен. В чем же секрет этого обаяния? Похоже, как раз в тихих рассуждениях, в смирении, в красноречии и искренней любви. А его избранница Роксана (Мария Погребничко) – само очарование, немного по-детски наивная, она то плачет, то смеется, но все же выбирает в итоге ум, а не красоту. И это невероятно трогательно.
В этой постановке, как и часто случается в театре «Около дома Станиславского», нет внешней бравады, привычных костюмов – все строится на актерских работах: внутри каждого такая глубина, что артистам можно ничего не говорить даже, а за каждым все равно будет интересно наблюдать.
Надежда Бахвалова одевает в наряды времен Ростана только пару персонажей, еще на одной – платье поверх свитера, другие используют рваные пиджаки, на ком-то и вовсе телогрейка. Все это еще раз дает нам понять, что мы видим не просто историю любви Сирано, а это театр в театре, и люди здесь – актеры, наспех натянувшие платье поверх повседневной одежды или не успевшие переобуть кроссовки. Это позволяет артистам перевоплощаться из артистов в героев буквально на глазах у зрителя. И порой даже непонятно, что режиссирует Севриновский: спектакль или любовь?..
Еще один эффектный момент – сцены фехтования, поставленные Дмитрием Ивановым. И хорошо, что в некоторых моментах они повторяются по несколько раз. Действительно, удовольствие смотреть на это.
И самое главное, пожалуй, не только в этом спектакле, но и в этом театре в целом – это атмосфера. Именно ее зритель либо принимает, либо нет. Это как собирающиеся над головой тучи: эмоции и энергетика специально гасятся внешне, но остаются внутри артистов, а прольется ли в итоге дождь, зависит от каждого сидящего в зале, потому что это самобытно, тонко и, можно даже сказать, «вкусно» для тех, кто любит читать между строк и приемлет вариации…
Фото предоставлены пресс-службой театра «Около дома Станиславского»