«Родственники нашли его полураздетым, лежащим на скамейке далеко от дома»: что такое деменция и можно ли ее вылечить?
По статистке Всемирной организации здравоохранения, во всем мире каждый год выявляется 10 миллионов случаев деменции. Практически каждая семья, в которой есть люди преклонного возраста, сталкивалась с этим недугом. Можно ли победить деменцию на ранних стадиях и как помочь родственнику, который начинает забывать свою жизнь? Корреспондент MIR24.TV поговорила с врачами о самой распространенной возрастной болезни.
Что такое деменция?
«Деменция – это значительное снижение по сравнению с прежним уровнем одной или нескольких когнитивных функций, которое подтверждается жалобами, нейропсихологическим обследованием, и, что важно, лишает пациента независимости в повседневной жизни. Такого рода нарушения могут возникать по разным причинам. Самые распространенные это болезнь Альцгеймера, сосудистая деменция. Додементная стадия может длиться годами. И только врач может правильно поставить диагноз и вовремя назначить необходимую терапию», – рассказывает к.м.н., невролог Европейского медицинского центра Анастасия Медведева.
Врач-невролог «СМ-Клиники» Мария Игнатова приводит статистику, согласно которой во всем мире насчитывается не менее 50 млн людей с деменцией: 8,2% приходится на женщин, 5,8 % на мужчин. Ежегодно выявляется около 10 млн новых случаев этого недуга.
Помимо болезни Альцгеймера, болезни диффузных телец Леви и болезни Гентингтона, есть и другие причины возникновения деменции:
- Сосудистые поражения головного мозга: последствия ОНМК, цереброваскулярные заболевания, церебральный атеросклероз и амилоидная ангиопатия.
- Нейроинфекции и их последствия.
- Последствия ЧМТ и гипоксии головного мозга.
Кроме того, немалая часть отождествляется с наследственностью, наличие деменции у ближайших родственников значительно увеличивает риск развития у последующих поколений.
Как проявляется деменция и можно ли ее заметить на ранних этапах?
По словам Марии Игнатовой, в первую очередь неуклонно снижается память, как правило, кратковременная, теряется ориентация в пространстве, отмечается затруднение восприятия новой информации или недавно обученным навыкам, например, пользоваться телефоном и компьютером все сложнее, рассчитываться в магазине, считать также становится сложно, больному требуется больше времени для решения каких-либо вопросов.
Дело пошло на лад, когда родственники поменяли тактику, рассказывает психолог. «Перестали разъяснять, что жена больше не вернется, что сын умер, что на работу ему идти не нужно и т.д. Вместо разговоров мужчину стали привлекать к простым бытовым действиям, которыми он хорошо владел: почистить картошку, собрать яблоки на даче. Например, ему диктовали: достань с полки кастрюлю такого-то размера, налей в кастрюлю столько-то воды, достань курицу из морозилки, сними упаковку, положи курицу в кастрюлю... Случались, конечно, инциденты. Например, собрав яблоки под своей яблоней, мужчина пошел дальше, стал собирать их и на соседском участке. Родственники обеспокоились его долгим отсутствием и увидели его за работой уже у соседей. Простые действия он выполнял с видимым удовольствием, они были для него точками опоры, вокруг которых постепенно создавалась устойчивая картина мира. Он сам начал активно спрашивать, что ему делать и постепенно выходил к нормальной ориентации в действительности. Он принял смерть родных, согласился побывать на кладбище, вел себя в быту вполне адекватно, нормально общался со знакомыми. К сожалению, наблюдать его долго не удалось, в течение года у него развилась онкология. Это, кстати, тоже нередкое последствие тяжелых психических травм», – говорит Антонина Третьякова.