На этой неделе президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев общался с активом недавно созданной Абайской области, посетил нефтеперерабатывающий завод в Шымкенте, который обеспечивает топливом 40% внутреннего рынка. Побывал Токаев и в Туркестане. Место, которое многие называют колыбелью тюркского мира. Подробности – в сюжете корреспондента «МИР 24» в Казахстане Александры Салминой.
Туркестан в переводе с древнеперсидского – «страна тюрков». Многие века так называли обширный регион, куда входила почти вся Центральная Азия. Сердце Туркестана – город с одноименным названием. Ему около двух тысяч лет. Вырос на пересечении торговых путей вблизи Сырдарьи, ведущих из Хивы, Бухары и Самарканда.
«Не зря Туркестан называют сердцем Великого Шелкового пути. Город был деловым, политическим и культурным центром всего региона», – сказал историк-археолог Марат Туякбаев.
Развивался город не только благодаря торговле. Большую роль сыграла религия. В VII-VIII веках сюда приходит ислам.
«Для совмещения с местной культурой нужно было соединить местные традиции и основы ислама. Выбрать направление, которое бы легко усваивалось народом. Этим направлением стал суфизм. Туркестан – центр развития суфизма. Именно здесь жил и был похоронен ведущий проповедник Ходжа Ахмет Яссауи», – рассказал Марат Туякбаев.
По преданию, Яссауи пришел в Туркестан в XII веке. Он был последователем пророка Мухаммеда. Всю свою жизнь посвятил служению Всевышнему. Основал школу суфизма. В исламской доктрине было принято считать, что с Аллахом могут общаться только пророки. Но Яссауи уверял: к Всевышнему может приблизиться каждый через молитву и отказ от земных благ. Его ученики носили грубые шерстяные плащи-суфы. Отсюда и название. Достигнув возраста пророка – 63 года, Яссауи становится затворником.
«Отрекается от всего земного, возле своего дома строит подземную мечеть-медресе Хильвет глубиной четыре метра», – рассказала экскурсовод Кунсулу Асетова.
В маленькой келье он пишет свой самый знаменитый труд «Дауани Хикмет» о духовном воспитании подрастающего поколения. Подлинник на тюркском языке не сохранился. До наших дней дошел вариант XV века, изданный на арабском.
«Советские ученые доказывали, что в подземной мечети он жил 10 лет. А в своем «Дауани Хикмете» он пишет, что жил 125 лет. Сколько на земле, столько и под землей», – отметила Кунсулу Асетова.
После смерти Яссауи становится духовным учителем для всех тюрков, исповедующих ислам. А Туркестан – духовной столицей. Его похоронили неподалеку от подземной мечети. А через два столетия великий завоеватель Тамерлан строит в честь выдающегося мыслителя грандиозный мавзолей. У здания нет фундамента. Вместо этого пласт глины толщиной в полтора метра. Мавзолей – это целый комплекс: десятки переходов, лестниц и коридоров соединяют 35 залов.
«Впервые в этом мавзолее были соединены под одним куполом комнаты для разных функций. Например, в Самарканде библиотека, мечеть, гробница – все были раздельно построены. А здесь впервые все было собрано под одним куполом», – сказал экскурсовод Данияр Садвакасов.
Главный зал – джамаатхана или казандык, в самом центре – Тайказан. Эту огромную чашу отлили из сплава семи металлов, как символ единства казахских племен. В советские годы считалось, что в нем готовили еду, но это не так. Ученые доказали: в казане была вода для паломников. Она обладала священной силой.
До наших дней мавзолей сохранился практически в первозданном виде. Первый капитальный ремонт провели еще в середине XIX века. В советские годы реставрация проводилась каждые 10-15 лет. В XXI веке все работы под контролем ЮНЕСКО. Материалы те же, что использовали создатели.
У стен мавзолея расположены могилы знаменитых казахских ханов, султанов и батыров – именно здесь с XVI по XVIII века находилась столица Казахского ханства. Поклониться им приезжают сотни тысяч человек. Именно поэтому Туркестан называют колыбелью тюркского мира. А скоро будет и новый статус духовно-исторической столицы Казахстана. С такой инициативой выступил президент Токаев.