Он и есть музыка: каким был Дмитрий Хворостовский – проводник в мир оперной классики
Сегодня прекрасный повод вспомнить и послушать Дмитрия Хворостовского. 60 лет назад в Красноярске родился человек, чей голос покорил весь мир.
«Я должен был вернуться, вернуться к вам, потому что я вас люблю, потому что это мой родной город», – говорил артист. Последний концерт Дмитрия Хворостовского в Красноярске. Опухоль уже путала его речь.
Неделей раньше после выступления в Санкт-Петербурге он упал. Повредил плечо. Болезнь лишила координации, буквально сбила с ног.
«Когда он уже болел, я приехал к нему, остался ночевать. И утром просыпаюсь и слышу, что он поет. Он садился за рояль с утра и начинал распеваться. Утро начиналось с распевок каждый день. И я понимал, что этот человек без музыки просто не может», – говорит заслуженный артист Российской Федерации Ильдар Абдразаков.
Сибиряк, богатырь. Он был талантлив от рождения. Голос, пластика, слух, внешность. Родился в Красноярске в семье инженера и врача. Отец любил музыку, мечтал стать артистом. О Хворостовском заговорили в перестройку. Эпоху перемен, когда стране было не до музыки.
«Он олицетворял такой феномен русского мужчины, который красив, умен, замечательно поет», – отмечает специальный представитель президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.
Он тренировал не только голос, но и тело. Харизма тренировки не требовала. Стоило ему войти в любое помещение, он сразу словно заполнял собой все пространство.
«Рядом с ним находиться было, мне так поначалу показалось, опасно. От него такая буйная, бурная энергетика, энергия, которая аж просто сметала соседа. Как-то удавалось с этим, когда надо, справляться», – вспоминает художественный руководитель Петербургского камерного хора Николай Корнев.
Вместо стабильной службы в театре он рискнул выбрать вольную жизнь. После победы на конкурсе «Певец мира» в 1989-м его ждали на всех оперных сценах планеты. Перебрался в Лондон, где пришлось все начинать с нуля – без денег, учить чужой язык.
«Для того чтобы мечта сбылась, надо очень много работать. Во-первых, нужно уметь мечтать. И когда у тебя есть цель, ты должен посвятить этому целую жизнь. Это очень интересно, это очень не скучно», – говорил Дмитрий Хворостовский.
Ему покорились Венская опера, Метрополитен-опера, «Ла Скала»... Дмитрия Хворостовского называли The Russian baritone – именно так, с определенным артиклем. Другого такого русского за границей не было.
Вот он учит популярную британскую журналистку Беверли Бергвотен лепить пельмени.
«Для того чтобы понять, каким был Дмитрий, его нужно было хотя бы раз увидеть. Потому что он был очень разным в разных ситуациях и с разными людьми. На сцене, в творчестве, это, конечно, профессионал высшей пробы, это трудоголик, это человек, который доводил все в своей профессии до идеала, до совершенства», – рассказал адвокат, телеведущий Павел Астахов.
Хворостовский не боялся экспериментов. Такой характер. Например, исполнял литургии, хотя не раз признавался, что он атеист.
«Способен был освоить всю палитру вокального искусства. Он был выдающимся оперным певцом и это, безусловно, было признано во всем мире. Одновременно он не гнушался исполнением того, что называется популярной музыкой», – сказал Михаил Швыдкой.
Добившись мирового признания, никогда не терял связь с родиной. Оттого в репертуаре русские народные и песни военных лет. Его оперный баритон собирал Красную площадь. Следом за ним неискушенная публика шагнула и в мир оперной классики.
«Он очень часто пел простые песни для народа. И видимо, таким образом публике, которая мало ходит в оперу, мало посещает концертные залы классической музыки, через его широту души, через его песни, которые он пел, стала доступна и классическая музыка, благодаря Диме многие стали посещать и оперные театры», – отметил Ильдар Абдразаков.
Он часто выступал бесплатно. В 90-х, когда у зрителей денег только на хлеб и хватало. Потом ради детей. Собранные Дмитрием Хворостовским средства спасли несколько сотен малышей.
«Дима, если я могу его так называть, для меня был всегда примером профессиональной любви к тому мастерству, которым он занимался, к искусству оперного певца. Как человек он очень поддерживал молодых певцов, давал советы всегда. Прослеживалась его человеческая позиция. В конце жизни он уже устраивал мероприятия для детей, помогая тем, у кого не все сложилось в жизни», – рассказал солист Мариинского театра Сергей Скороходов.
Хворостовский будто прожил сразу несколько жизней. Он был счастлив и на сцене, и дома. Но в 2015 году заболел. Опухоль головного мозга, третья стадия. Тяжелое лечение, инвалидная коляска. Но снова встал, вернулся на сцену. Только ненадолго.
«Уже ясно было, что остались считанные дни, часы, я видел его за месяц, на дне рождении он общался с гостями, никакого уныния и жалости к себе. Был герой – сидел и принимал гостей, и заставлял нас быть спокойными», – вспоминает народный артист СССР, дирижер Константин Орбелян.
Те прощальные концерты в Санкт-Петербурге и Красноярске он не отменил. Словно хотел оставить и зрителям, и себе надежду на новую встречу.