Концы в воду: кому выгодно оставить диверсию на «Северных потоках» без расследования
Зима близко, а тут диверсия на «Северных потоках». В Германии «зеленые» в бундестаге потребовали создать комитет по расследованию саботажа. Его еще не создали, а члены партии уже знают, кто виноват. Все как в кино: «Как вы догадались, Холмс?». – «Элементарно, Ватсон!». Вот и шведские журналисты попытались провести собственное расследование. Вышло только не очень. С подробностями – обозреватель телеканала «МИР 24» Максим Красоткин.
В поисках сенсации они достигли самого дна. Эти съемки сделаны по заказу шведской газеты «Экспрессен» фирмой, которая производит подводные дроны. Катер журналистов пробыл в закрытой акватории несколько часов. За это время их даже не прогнали, но и много снять они не смогли. Лишь констатировали факт: «Северный поток» взорван. Участники журналистского расследования словно повторили сюжет советского мультфильма «Следствие ведут Колобки».
- Дырка. Здесь ровно четыре дыры.
- Аналогично.
Детали они скрыли друг от друга. Дания, Швеция и Германия, партнеры по Евросоюзу, отказались от совместного расследования.
«Они опубликовали видео на две минуты: ну вот, пожалуйста, труба уничтожена, что вы к нам еще пристаете? Трубы нет. Вы хотели, чтобы мы провели визуальный осмотр, мы вам его провели. Вот две минуты отрывочных кадров, и отстаньте от нас», – оценил видеосюжет Игорь Юшков.
«С помощью нашего подводного дрона мы прошли вдоль трубопровода и увидели, что по крайней мере на 50 метрах участка отсутствует труба. Мы это поняли при обнаружении другого конца трубы», – заявил журналист газеты «Экспрессен» Эрик Викман.
- Я вас вижу.
- Аналогично.
А ведь чтобы подорвать такую трубу, нужно очень сильно постараться. Толщина ее стенок – больше трех сантиметров. Сверху металл покрыт слоем полиэтилена и бетонной рубашкой в 11 сантиметров. Каждый метр Северного потока весит две тонны.
Причем вода – усиливающий фактор. В отличие от воздуха она не может сжиматься. И взрыв под водой при том же количестве взрывчатки более разрушителен, чем на поверхности. Но сложен в подготовке.
«Вода не пропускает радиосигнал. То есть обязательно через шнур делается или через время», – пояснил Дмитрий Симкин.
- Сколько времени может проходить подготовка к такой операции?
- Среди военных может до полугода уходить даже.
А ремонт газопровода может занять куда больше времени. Специалисты говорят, около года – это при идеальных погодных и политических условиях. Если Россию допустят на место подрыва и снимут санкции с компаний, которые занимаются прокладкой труб по морскому дну. Это еще при том, что ремонтом подобных систем никто в мире не занимался. И много времени может уйти на выбор технологии восстановления. Смотря насколько далеко по трубам затекла морская вода.
«Возможно, надо поднимать вместе с морской водой и на каком-то расстоянии ее сливать. Но надо еще будет врезки делать. Тут может быть набор технических решений, но все они нестандартные», – считает руководитель отдела Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин.
В России уже не раз говорили, кому выгодно уничтожение «Северных потоков». Сразу после происшествия США предложили Европе свой сжиженный газ. Местным политикам и следователям этот факт повода для размышлений не дал. Они продолжили искать улики в мутной воде.
«Американцы, взрывая газопроводы, говорят: все, мосты сожжены. Не оглядывайтесь ни на какие отношения с Россией, никогда они не будут прежними, смело вводите санкции», – сказал эксперт Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.
При этом в самих Штатах цена за тысячу кубов сжиженного газа колеблется в районе 230 долларов. Как только это же топливо пересекает океан, его цена взлетает до полутора тысяч долларов. В нее входит и добыча, и аренда танкера, и рыночные колебания, которые могут поднять стоимость еще вдвое. И на фоне дефицита газа, при неизбежном закрытии производств и наличии исправной трубы «Северного потока – 2» действия европейских лидеров не поддаются банальной логике.
«Труба работает, и по ней может поставляться газ. Но здесь непростой выбор для Германии. Казалось бы, труба есть, и по ней 27 млрд кубов может поставляться, но, с другой стороны, это «Северный поток – 2», на который Германия не дала разрешение на ввод в эксплуатацию», – отметил Вячеслав Кулагин.
И вряд ли холод в рабочих кабинетах подстегнет европейских следователей работать быстрее. А то вдруг они, к ужасу для себя, найдут и исполнителей, и заказчиков подрыва «Северных потоков».
- Шеф, ну что?
- Ничего.