Президент России Владимир Путин принял участие в пленарной сессии XIX заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай». Тема форума в этом году – «Мир после гегемонии: справедливость и безопасность для всех». «Послание граду и миру» Владимира Путина длилось 42 минуты. С ответами на вопросы – 3 часа 39 минуты. До рекорда прошлого года не хватило четырех минут.
О «верхах» и «низах»
«Развал Советского Союза разрушил и равновесие геополитических сил. Уходит в прошлое однополярный мир. Мы стоим на историческом рубеже. Впереди самое опасное, непредсказуемое и вместе с тем важное десятилетие со времен окончания Второй мировой войны. Запад не способен единолично управлять человечеством, но отчаянно пытается это делать. А большинство народов мира уже не хочет с этим мириться. Ситуация, в известной степени, революционная – верхи не могут, а низы не хотят уже так жить»
О форе Запада
«Стирание всех и всяких различий стали чуть ли не сущностью современного Запада. Навязывая свои потребительские стереотипы, наши оппоненты, так аккуратненько их назову, пытаются расширить рынки сбыта для своей продукции. В этой системе Запад изначально заложил себе огромную фору, так как сам разрабатывал ее принципы и механизмы. Но как только выгоду из глобализации стали извлекать не западные страны, а другие государства, Запад сразу же поменял или вовсе отменил многие правила. Все подавляется прямо на корню. И вводят санкции против своих союзников – без всякого стеснения! А те со всем соглашаются, низко опустив голову. Сегодня правосубъектность Европы, как бы сказать помягче, чтобы никого не обидеть, сильно ограничена»
Козни Кремля
«Что из России ни исходит, это все «происки Кремля». Неужели мы такие всемогущие? Любая критика в адрес наших оппонентов (любая!) воспринимается как происки Кремля, рука Кремля. Ну, это бред какой-то»
Давайте жить дружно
«Россия никогда не считала и не считает себя врагом Запада. Россия не бросает вызов элитам Запада. Россия просто отстаивает свое право на существование и свободное развитие. При этом мы сами не собираемся становиться каким-то новым гегемоном. Прогресс состоит не в том, чтобы идти всем в одном направлении, как нас подталкивают некоторые наши оппоненты, а в том, чтобы «исходить все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества»
Чем раньше, тем лучше
«В современном мире отсидеться вряд ли получится, посеявший ветер пожнет бурю. Рано или поздно, и новым центрам многополярного мироустройства, и Западу придется начать равноправный разговор. Более справедливыми и открытыми должны стать мировая экономика и торговля, без доллара и других так называемых резервных валют. Технологическое развитие должно не усиливать мировое неравенство, а сокращать его. Именно так традиционно реализует свою внешнюю технологическую политику Россия. Россия считает важным активнее запускать механизмы создания больших пространств, построенных на взаимодействии стран-соседей, чья экономика, социальная система, ресурсная база, инфраструктура дополняют друг друга. Такие большие пространства, по сути, и есть основа многополярного мироустройства»
Эпоха Евразии
«Западная цивилизация не является единственной даже на нашем общем евразийском пространстве. Более того, большинство населения сосредоточено именно на востоке Евразии, там, где возникли очаги древнейших цивилизаций человечества. Успешная деятельность Евразийского экономического союза, быстрый рост авторитета и влияния Шанхайской организации сотрудничества, масштабные инициативы в рамках «Одного пояса, одного пути», планы многостороннего сотрудничества по реализации транспортного коридора «Север – Юг» и другие, многие другие проекты в этой части мира, уверен, это начало новой эры, нового этапа в развитии Евразии».
В Валдайской речи российский президент много кого цитировал. Писателей Солженицына и Достоевского, философов Зиновьева и Данилевского. Даже Ленина. Ведь про «верхи и низы» – это его.
Модератор заседания Федор Лукьянов: «А Вы сами себя с кем больше ассоциируете: с верхами или с низами?»
Владимир Путин: «С низами, конечно, я же с низу. Семья рабочая. Отец рабочий, мастером работал в последнее время, техникум закончил; у мамы не было образования, даже среднего, она просто была рабочей и нянечкой работала в больнице, и кем только не работала, и дворником работала, и сторожем ночным. Не хотела меня оставлять в детском саду, в яслях. Поэтому, конечно, я всегда очень тонко чувствую, слава богу, до последнего времени это было и есть, надеюсь, сохранится, очень тонко чувствую пульс того, чем живет рядовой человек».
Зашла речь и про еще одного руководителя советского государства Никиту Сергеевича Хрущева. Именно при нем развернулся кризис, известный у нас как «Карибский», а в США – «Кубинский ракетный».
Федор Лукьянов: Вы можете представить себя в роли одного из лидеров, вернее, Хрущева, получается? Мы можем до такого дойти?
Владимир Путин: Ни в коем случае.
Федор Лукьянов: Не дойдем?
Владимир Путин: Нет, я не могу себя представить в роли Хрущева, ни в коем случае.