«Где-то внутри каждого взрослого всегда остается ребенок»: автору «Вредных советов» Григорию Остеру – 75
27 ноября исполняется 75 лет детскому писателю, сценаристу, драматургу, заслуженному деятелю искусств России Григорию Остеру. На его «Вредных советах» выросли несколько поколений мальчишек и девчонок, а мультфильмы «38 попугаев», «Котенок Гав» и «Он попался!» по его сценариям стали советской мультклассикой.
О жизни и творчестве этого великого выдумщика и мастера пародии – в нашем материале.
Ялтинское детство, металлолом и чудесный сифон
Будущий писатель родился 27 ноября 1947 года в Одессе. Там служил во флоте его отец Бенцион Остер, который воевал сам и потерял на войне и отца, и брата – оба погибли на фронте. Вскоре после рождения сына семья переехала в Ялту, где отец стал работать токарем в порту. В Ялте прошли школьные годы Григория Остера. Любовь к литературе ему досталась от матери Леи Остер, которая работала библиотекарем в клубе моряков.
Детство Остера было насквозь пронизано солнцем и пропитано морем, в котором он сам и его друзья-мальчишки купались с мая по октябрь. Правда, бабушка считала, что ребенка нельзя отпускать на улицу гулять одного. Поэтому убегать с друзьями от бдительного семейного присмотра он начал лишь в средней школе. В то время ялтинские мальчишки обожали бегать в порт, где пахло рыбой и мазутом – смотреть на большие корабли. И за день успевали обегать все окрестности.
Летом Ялта превращалась в шумный курорт – санатории и дома отдыха принимали на отдых и лечение множество курортников. А осенью город вновь становился притихшим и словно обезлюдевшим. Из тех лет писателю запомнились лишь эпизоды. Такие, как сбор металлолома, когда мальчишки под благовидным предлогом проникали на территорию заводов в поисках чего-то железного. А также – чудесный сифон, благодаря которому дома можно было делать газировку с шипящим пузырьками, которые лопались прямо в лицо, обдавая нос веселыми брызгами.
Благодаря маме-библиотекарю Григорий Остер перечитал еще в школе практически всю классику, но особенно любил приключенческие романы и фантастику. А «Трех мушкетеров» перечитывал время от времени в течение всей своей жизни. Еще в старших классах он начал писать стихи и мечтал сделать поэзию делом своей жизни.
Литературный институт и ночная Поляна сказок
После школы Григорий Остер был призван в армию, и на целых три года отправился служить на северный флот. А после возвращения домой поступил в 1970 году в московский Литературный институт им. М. Горького – на заочное отделение драматургии. При этом жить он продолжал в Ялте, где подрабатывал то там, то здесь. В частности, ночным сторожем на знаменитой Поляне сказок, которая в начале 70-х как раз приобрела современные черты.
В те годы над скульптурами сказочных героев из дерева, камня, гипса и металла трудились мастера из Москвы, Киева, Ялты, Симферополя и многих других городов. Может быть, это не случайно, что Остер выбрал именно это место, где мир детства, мир волшебной сказки оживал с такой силой. Особенно ночью, когда туристы покидали это место и Григорий Остер оставался там один до утра.
Так или иначе, к концу учебы в институте он решил стать детским писателем, хотя его первой изданной книжкой и был сборник вполне взрослых стихов.
Когда в 70-х писатель перебрался в Москву, он продолжил работу как детский писатель и сценарист, добившись значительных успехов.
У критиков вызывал опасения, а детей покорял раз и навсегда
В 1975 году вышел его первый сборник сказок для детей «Как хорошо дарить подарки», который принес молодому писателю первую известность. Именно в нем впервые появились четыре героя – Удав, Слоненок, Попугай и Мартышка, которые потом стали персонажами мультфильмов «38 попугаев» и «Бабушка удава». В том же году Остер написал пьесу «Человек с хвостом», по которой многие кукольные театры поставили спектакли. С этого момента каждый год выходили его новые рассказы, повести или пьесы для детских спектаклей.
Знаменитая серия «Вредные советы» начиналась как отдельные небольшие стихотворения, предназначенные для публикации в журналах. Идея давать советы «наоборот» очень понравилась маленьким читателям. Когда в 1994 году вышел полный сборник вредных советов с пометкой «Послушным детям читать запрещается!», он тут же стал бестселлером. А в Канаде «Вредные советы» в переводе издали невероятным тиражом 12 млн экземпляров, тогда как другие авторы публиковались тиражами не больше 300–400 тысяч. Позже «Вредные советы» превратились в отдельный литературный жанр – у Остера появилось множество последователей и подражателей.
«Пишите для себя в детстве»: секреты популярности Остера
Сейчас, как отмечает старший научный сотрудник Российской книжной палаты, критик детской литературы Мария Порядина, Григорий Остер в одиночку занял добрую треть читательского сознания, ориентированного на литературу для детей. Поражает многообразие его художественных поисков: «вредные советы», «рецепты для людоеда», литературные сказки, «веселые учебники» и «книги по воспитанию детей и родителей» и многое другое, не говоря уж о традиционных жанрах детской литературы. По наблюдениям критиков, его эстетика отличается стилистической эклектикой, подтекстом, цитированием, иронией, пародией и гротеском.
Остер считает себя детским писателем, но говорит, что все его книги, включая «Вредные советы», – просто для людей. Он считает, что поскольку дети произошли от взрослых, а взрослые от детей, то он может предложить что-то и тем, и другим. Поэтому в творчестве Остера можно найти что-то для каждого: каламбуры и нонсенс – для малышей, ирония – для детей постарше, сатира и пародия – для взрослых.
Григорий Остер – единственный детский писатель, включенный в книгу «Кто есть кто в русском постмодернизме». В 2002 он стал обладателем Государственной премии России, а в 2007 году получил звание Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.
Писатель издал десятки книг и стал автором сценариев более чем к 20 мультипликационным фильмам. А в 2004 году по предложению администрации президента России Владимир Путина он разработал сайт «Президент России гражданам школьного возраста» – потому что было решено, что никто лучше с этой задачей не справится.
А среди критиков детской литературы есть одно правило: если уж начали писать об Остере, не нужно заглядывать в его книжки, пока работа не окончена. Потому что оторваться невозможно, и статья точно не будет написана вовремя.