on air preview
Прямой эфир
КУЛЬТУРА

    Эдуард Артемьев – пионер электронной музыки и свой среди классиков

    Россия 04/12/2022 — 19:44
    Эдуард Артемьев – пионер электронной музыки и свой среди классиков
    Фото: Антон Новодережкин/ТАСС
    Эдуард Артемьев – пионер электронной музыки и свой среди классиков
    Фото: Антон Новодережкин/ТАСС
    Эдуард Артемьев – пионер электронной музыки и свой среди классиков
    Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

    В возрасте 85 лет ушел из жизни советский и российский композитор Эдуард Артемьев. Он мог написать одну мелодию к фильму «Свой среди чужих, чужой среди своих» и остаться в истории навсегда. Но он сделал куда больше. Его музыка в кино – словно воздух. Убери – и нет атмосферы.

    «Энергия проявляется через интонацию, через ритм, настроение. Он очень настроенческий», – говорит народный артист России Евгений Стеблов.

    «Песня о корабле» из фильма «Свой среди чужих» изначально не понравилась Михалкову. Артемьева спас Градский. Тот спел так, что у режиссера вопросов не осталось. «Свой среди чужих» – первая полноценная работа с Никитой Михалковым. Их дружба началась в конце 1970-го. Тогда юный режиссер попросил молодого композитора написать музыку к своей дипломной короткометражке.

    «Мы были очень молоды, агрессивны и загульны. Наша компания – Леша Артемьев, он же Эдуард, Саша Адабашьян, Паша Лебешев и я – мы в общем куролесили знатно. Но это не мешало работать», – отмечает председатель Союза кинематографистов России, режиссер Никита Михалков.


    Пионер электронной музыки Артемьев увлекся семплами в 1960-х, сразу после окончания консерватории. Тогда этот жанр в Союзе считался маргинальным. Электрогитара в симфоническом оркестре на первом концерте в Доме композиторов вызвала культурный шок.

    «Там не было людей во фраках или в черных пиджаках с бабочками. Там были музыканты в майках с электрогитарами и синтезаторами. Все это в проводах. Совершенно другой мир. И Лёша себя там прекрасно чувствовал», – вспоминает художник-постановщик, режиссер, актер, сценарист Александр Адабашьян.

    «Оркестровая игра предполагает работу по нотам, но в нотах не все выписывается. Здесь настолько потрясающая музыка. Я попытался что-то добавить от себя. Получилось – как получилось», – говорит бас-гитарист Президентского оркестра Беларуси Сергей Кунцевич.

    В мультфильме «Девочка и дельфин» нет диалогов. Вместо них – музыка. Не хуже, чем хиты культовых рок-групп 20 века.

    Он никогда не хотел ограничивать себя музыкой для кино. Поэтому брался за симфонии, сюиты, концерты для фортепиано и скрипки. 30 лет набрасывал эскизы на стихи Юрия Ряшенцева для рок-оперы «Преступление и наказание».

    «Когда мы делали с ним Достоевского, он писал эту музыку очень долго. Отчасти из пиетета перед творчеством Достоевского. Ему казалось, что Достоевский – такая величина, которую он якобы может скомпрометировать своими сочинениями», – говорит поэт Юрий Ряшенцев.

    Его рок-оперу исполняют на сцене 300 музыкантов и вокалистов. Автор самостоятельно сочинил партитуру к каждому инструменту – всего 900 страниц.

    «Два года этих были самыми счастливыми моими часами и днями жизни. Потому что я ушел, как говорится, в затвор в этом кабинете, всякие связи прекратил и общение. Я жил совершенно другой жизнью», – поделился народный артист России Адуард Артемьев.

    Без его мелодий невозможно представить шедевры Тарковского «Зеркало», «Сталкер», «Солярис».

    «Тарковский о музыке не говорил ничего. Он говорил о философии, о ситуации, вокруг которой находится картина. Дальше начинала фантазия работать. На записи он не приходил», – рассказывает Эдуард Артемьев.

    Артемьеву доверили написать музыку к Олимпиаде-80. Он и здесь прочувствовал эмоцию. Миллионы людей затаив дыхание слушали его «Оду доброму вестнику». Одну из самых популярных инструментальных мелодий Артемьев сочинил во время бурного застолья.

    «Михалкова забирали в армию. Уже всё. Он должен был на следующий день на сборы уезжать. Мы сидели в ресторане Дома кино, он все время мне рассказывал, какая музыка нужна, это его очень беспокоило. Мы не сильно там выпивали, чуть-чуть. Я пришел домой, сел, удар, начал наигрывать и остановился. Что я играл? Не помню. И понял, что я очень нужное играл», – рассказывает Эдуард Артемьев.

    Наутро мотив вылетел из головы, но руки вспомнили.

    «Я так постепенно нащупал. Я не уверен, что это точно было то, что я играл, но все основное я воссоздал заново», – говорит композитор.

    Так и родилась главная тема из «Свой среди чужих, чужой среди своих». Михалков ушел служить. За три года на Тихоокеанском флоте продумал чуть ли не каждый кадр. Но вряд ли картина сложилась бы без мелодии Эдуарда Артемьева.

    Последние новости

      Поделиться:

      Последние новости