on air preview
Прямой эфир
КУЛЬТУРА

«С каждым годом появляется все больше своего продукта»: интервью с продюсером премии «Музыкальное сердце театра»

Россия 06/12/2022 — 17:37
«С каждым годом появляется все больше своего продукта»: интервью с продюсером премии «Музыкальное сердце театра»
Фото: Евгений Светиков
«С каждым годом появляется все больше своего продукта»: интервью с продюсером премии «Музыкальное сердце театра»
Фото: Евгений Светиков
«С каждым годом появляется все больше своего продукта»: интервью с продюсером премии «Музыкальное сердце театра»
Фото: Евгений Светиков

С 18 по 28 ноября в Екатеринбурге прошел фестиваль «Музыкальное сердце театра», на котором представили свои спектакли в самых разных жанрах театры со всей России. Победителем одноименной премии в номинации «Лучший спектакль» стала московская постановка «Кабаре Терезин» – реальная история кабаре, созданного во время Второй мировой войны узниками концлагеря Терезиенштадт, где содержалась преимущественно еврейская интеллигенция из Западной Европы. Пьеса была написана Ниной Чусовой на основе текстов, музыки и детских рисунков из Терезиенштадта. Приз зрительских симпатий завоевал спектакль «Летучий корабль» Орловского государственного театра для детей и молодежи «Свободное пространство». Это та самая знаменитая музыкальная сказка про любовь царевны Забавы и простого Вани, про коварного Полкана и Летучий корабль, которую украшают мелодии, написанные Максимом Дунаевским. Режиссер – Светлана Горшкова.

Другие награды получили спектакли «Великий Гэтсби» Новосибирского музыкального театра, «РОК» Музыкального театра Кузбасса им. А. Боброва из Кемерово, «Семейка Аддамс» Тюменского драматического театра, «Путешествие Голубой Стрелы» Санкт-Петербургского государственного детского музыкального театра «Карамболь», «Труффальдино» Краснодарского музыкального театра, «Дорогой мистер Смит» санкт-петербургского Государственного драматического театра «Приют комедианта» и «24 часа из жизни женщины» московского Театра мюзикла и поэзии под руководством Елены Камбуровой.

«Музыкальное сердце театра» – единственный в своем роде фестиваль, посвященный музыкальному театру во всех его видах: современной опере, рок-опере, опере-драме, саунд-драме, мюзиклу, оперетте и экспериментальным формам. Лучшие спектакли выбирает жюри, состоящее более чем из 120 специалистов. Зрители получают возможность не только проголосовать за лучший спектакль, но и в преддверии финала посмотреть все постановки на сайте фестиваля.

MIR24.TV поговорил с продюсером фестиваля и премии «Музыкальное сердце театра» Дмитрием Калантаровым, почему фестиваль ушел из Москвы, в каком городе он будет проводиться в следующем году, а также о том, что любит российский зритель.

Дмитрий Ювенальевич, премия ведет свою история с 2006 года, а потом был перерыв до 2012-го. С чем он был связан?

– Это было связано в первую очередь с экономическими причинами, поскольку до 2012 года все фестивальные и церемониальные мероприятия проходили исключительно за счет привлечения внебюджетных источников, а также партнерской помощи. После 2012 года ситуация немножко осложнилась, и возникла пауза, еще связанная с тем, что я, будучи учредителем и руководителем проекта, переориентировался на продюсирование отдельных театральных проектов. После определенной паузы пришли к тому, что для того, чтобы проект возобновился и развивался, требуется его переформатирование. Был взят вектор в сторону регионов, мы ушли из Москвы, стали проводить по принципу ротации: каждый год новый регион. Изменилась сама структура фестиваля, а кроме того, мы обратились за поддержкой в Министерство культуры и Президентский фонд культурных инициатив. Собственно говоря, поддержка этих организаций и дала возможность возродить проект, переформатировать его и выйти на другой уровень.

В 2021 году премия проходила в Новосибирске, в 2022-м – в Екатеринбурге. Будет ли теперь «нестоличный» формат премии постоянным?

– Мы принципиально ушли от «столичного» формата, но не исключаю, что рано или поздно мы окажется в Москве либо в Санкт-Петербурге. Сейчас мы приняли решение, что в первую очередь нужно привлечь внимание к культурным достижениям и потенциалу, который есть в российских регионах. И тот формат, когда мы каждый год выбираем отдельную музыкально-театральную столицу, мы считаем востребованным и перспективным.

В первую очередь мы начали с городов, которые традиционно имеют корни, большую историю и достижения в музыкальном театре, это были Новосибирск и Екатеринбург. Следующим шагом мы идем по городам, где музыкальный театр широко проявился в последние годы. Первым из этих городов является Кемерово – там фестиваль будет проходить в следующем году.

Победителей в номинациях премии выбирали более 120 деятелей музыкального и театрального искусства. Как при таком многочисленном жюри происходит отбор?

– Дело в том, что именно большое количество членов жюри и дает объективную картину, по мнению профессионалов. Например, в «Оскаре» голосуют 10 тысяч человек. У нас есть больше 130 членов Академии современного музыкального театра, которые имеют возможность смотреть спектакли-номинанты как вживую, так и на видео, и выносить свое решение. Поэтому как раз то, что в голосовании участвуют не 10 человек, а более 100, является более объективным показателем для профессионального сообщества.

«С каждым годом появляется все больше своего продукта»: интервью с продюсером премии «Музыкальное сердце театра»

По каким критериям оцениваются спектакли?

– У нас достаточно непростая, двухступенчатая процедура по формированию номинационного листа. Сначала пять экспертов – в первую очередь театральные критики, театроведы – формируют лонг-лист, куда входят спектакли, которые, на их взгляд, заслуживают внимания. Потом к этим пяти добавляется еще 10 членов академии, каждый из которых представляет определенную специальность: директор, композитор, музыкальный руководитель, художник по свету, сценограф и т.д. Эти 10 человек вместе с теми пятью экспертами формируют большой экспертный совет, где они уже голосуют за формирование персонального номинационного листа, куда кроме спектаклей входят конкретные номинации, на которые каждый из спектаклей в лонг-листе могут претендовать.


В одном из интервью вы говорили, что русский музыкальный театр отличается психологизмом и сильной драматургией. А по визуальной части он соответствует бродвейским постановкам?

– Наверное, по зрелищной составляющей пока мы немного уступаем. Этому есть логичное объяснение. Дело в том, что Бродвей – это индустрия, где всего лишь 5-10% зрителей – это жители Нью-Йорка. Все остальные – туристы. Мы не ориентируемся на проекты, которые нацелены на ежедневный сбор зрителей. На сегодняшний день это утопия – ни один проект не может идти в ежедневном режиме, по какому принципу существуют все бродвейские постановки. Есть площадка, на которую он заходит, подписывает договор на сезон, и они каждый день показывают один и тот же спектакль, а в выходные или уикенд – по два в день.

У нас в основном все на базе репертуарного театра, хотя каждый год появляются спектакли, которые делают независимые продюсерские команды. В 2022 году это был рэп-спектакль «Преступление и наказание» по Достоевскому и тот же самый «Кабаре Терезин», но назвать их коммерческими постановками нельзя, поскольку они показываются один, в лучшем случае два раза в месяц. В прошлом году тоже было две постановки из 14 номинантов, которые представляли независимый театр, это городской мюзикл «Маяковский», наша совместная продукция с Театром Луны, и «Карамазовы» – рок-опера по Достоевскому. Второй год независимые проекты по Достоевскому – хорошая тенденция.

«С каждым годом появляется все больше своего продукта»: интервью с продюсером премии «Музыкальное сердце театра»

И напоследок – премию за лучшую сценографию в 2022 году получил спектакль «Семейка Аддамс». Это был самый красивый спектакль фестиваля?

– Нельзя сказать, что «Семейка Аддамс» была самым красивым спектаклем, потому что был еще «РОК» Кемеровского музыкального театра, который мог бы с ним поспорить. По баллам академиков он немного проиграл, но это тоже спектакль на уровне. Ким Брейтбург являлся и композитором, и продюсером, неслучайно он получил две номинации и одну из них – как продюсер. Этот спектакль тоже масштабный, они даже игрались на одной и той же сцене Свердловского академического театра драмы. Это большая площадка, на которой и тот, и другой спектакль заполнили все пространство. Были заняты и сценография, и спецэффекты, и экраны, и яркие костюмы и т.д. Если говорить о самых зрелищных спектаклях «Музыкального сердца театра – 2022», я бы назвал эти два.

Последние новости

    Поделиться:

    Последние новости