«Черный» январь в Казахстане в воспоминаниях сотрудников телеканала «МИР»: «Никто и не думал, что наш офис сожгут»
В январе 2022 года Казахстан пережил, пожалуй, самый тяжелый кризис за 30 лет независимости.
В те январские дни в Казахстане погибли 238 человек, 19 из них – силовики. В пятницу президент Токаев открыл мемориал – комплекс «Тагзым», что в переводе на русский – «Поклон». Его установили в самом центре Алматы на площади республики. Именно там были самые кровавые бои. Под ударом оказалась и редакция телеканала «МИР». Бандиты, в прямом и переносном смысле, хотели «вырубить» канал из информационного пространства. Но наши журналисты продолжали работать.
«Вот так выглядит наш офис – устанавливают стеклопакеты, очень много строительных мешков. Уже примерно известен план, как будет выглядеть офис, open space», – рассказывает корреспондент МТРК «Мир» Кирилл Харламов. «Мы уходили, здесь все было красиво. После Нового года у всех было хорошее праздничное настроение и буквально за несколько дней от него ничего не осталось», – вспоминает Кирилл. «Мы открыли окошко, я стоял с микрофоном, ребята выставились и последний эфир был отсюда. Я рассказывал о том, что сейчас ситуация в Алматы неспокойная, толпа митингующих направилась к зданию акимата, который в 200-300 метрах от нас», – продолжает он.
«Было ли страшно на прямом эфире? На самом деле, как говорят операторы, страха они не испытывают. Инстинкт самосохранения был, но мы работали для того, чтобы показать: ребята, смотрите, что происходит в Казахстане», – говорит корреспондент. «О том, что наш офис сожгут, никто и не думал. Можно было прийти, поломать, разгромить, но поджигать – для меня это кощунство», – отметил Кирилл. «Когда мы вышли из здания офиса, мы шесть человек гуськом пошли. И получилось так, что мы пошли в толпу, накинув капюшон. Вокруг нас ходили люди, совершенно непонятные, я не хотел встретиться с ними взглядами», – поделился он. «Мы же когда зашли, здесь вообще была гора какой-то техники, аппаратуры, металла. Скорее всего, кто-то зашел и начал кидать зажигательные смеси сюда, потому что выгорела вся эта стена», – показывает Кирилл.
«Утром я шел на работу, было все нормально, дошел до площади, там бронированные машины ездили… Военные подъехали, и один курсантик отстал. Вся толпа кинулась на него, его очень жестко избили», – вспоминает оператор МТРК «Мир» Алексей Рубежанский.
«После эфира мы даже не успели собрать, выключить камеры, стали баррикадировать двери. Двери мы баррикадировали столами, стульями, всем, что пришло под руку», – продолжает Алексей.
«К нам приехала группа из Москвы, помогли ребята с камерами, привезли нам диджеро, передатчики, мы начали уже выходить с улицы. Было холодно, я помню, январь. Выходили с улицы, прямыми телемостами», – рассказывает он.
«Первая мысль, что наши коллеги остались целы. Потому что толпа сносила все на своем пути, и благо, что они успели через задний выход уйти. А оборудование, как бы это ни звучало, это железка», – рассказал оператор МТРК «Мир» Сергей Трегубов.
«Ты летишь в командировку, там происходит госпереворот. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. И плюс к этому ты понимаешь, что твои коллеги остались без всего. А в такой ситуации самое страшное – когда происходят такие события, не побоюсь этого слова, исторические, а ты не можешь ничего передать!» – вспоминает корреспондент МТРК «Мир» Дмитрий Барбаш.
Непростая ситуация в Казахстане заставила Токаева обратиться за помощью к ОДКБ. Миротворцы из Армении, Беларуси, Кыргызстана, России и Таджикистана заняли важные государственные и военные объекты – аэропорт, хлебокомбинаты, телецентр, ТЭЦ и водоканал. Эта была первая в истории Организации миротворческая миссия, она продлилась чуть более недели.