Как достать соседа: новогодние традиции на Руси, которые влияют на нас до сих пор
Новогодние праздники – всегда хаос. И это очень древняя история: жизнь и смерть, мороз и жар издревле смешивались в святочных играх на Руси. А еще – открывали дверь в потусторонний мир. И давали право безнаказанно досадить соседу. О традициях, которые до сих пор влияют на нас, рассказал Дмитрий Баранов – заведующий отделом этнографии русского народа в Российском Этнографическом музее.
Похоронили за печкой
На Руси обожали святочную игру в ожившего покойника. Девушки и парни собирались на чердаке, куда вносили… гроб. В нем – «мертвец»: лицо обсыпано мукой, в зубах – клыки из картошки. Кто-то даже умудрялся помещать в рот горящий уголь, чтобы светиться изнутри.
И вот фальшивый усопший начинал немного шевелиться. Поднимал руку, ногу... Пока впечатлительные гости приглядывались, шутники приговаривали что труп-то настоящий, с погоста. Ужас рос. И тут товарищи хватали «тело» и кидали его в толпу визжащих девиц – а покойник начинал носиться за ними с шилом в руках!
Этнографы объясняют: в этом сюжете нет случайных деталей. Активные игры, иногда и связанные с болью, – например, покалыванием и пощипыванием, – помогали отличить живого от мертвого. А покойник, верили русские крестьяне, действительно, мог наведаться в святочную неделю. Такая страшная пора – этот Новый год…
Поэтому до нас добрался обычай гадать именно на святки. Считалось, что это – самое магическое время.
Крестьяне блины и выставляли на окно, чтобы «угостить» умерших родителей. А еще – «кормили» киселем мороз, чтобы он был сытым и не погубил посевы.
Все потому, что в традиции многих народов декабрь – это «смерть года». Провожать его нужно правильно, думали крестьяне, – иначе не избежать жутких последствий!
Как достать соседа: русская народная версия
Как праздник встретишь – так и проведешь: это утверждение древнее, чем кажется. Оно родилось из убежденности крестьян, что каждый год – словно уже заранее написанная книга, где все повторяется.
Шумные соседи, которые запускают фейерверки рядом с окнами соседей, кажутся порождением современности – но на самом деле и это не так. Безудержное веселье на грани фола – традиция, что называется, в крови.
Действовали так смело, потому что знали: наказания не будет. Праздники считались временем, когда можно «выпустить пар». С другой стороны – обновлялись переживания: люди понимали, зачем в обычной жизни все правила и нормы. Если от них отказаться – можно навсегда провалиться в такой хаос.
А двенадцать святочных дней, считалось, можно и потерпеть. Ну, или самому покутить!
Ешь, молись, празднуй
Украшения, яркая одежда, очень вкусная еда – это обязательные атрибуты новогодней ночи. И тоже имеют свой сакральный смысл.
Зато потом, на следующий день, наступало Рождество – с которого начинались святки и совсем другая жизнь. Рождественская трапеза была подчеркнуто избыточной – что и моделировало ситуацию рождения красочного нового мира.
Так что наши килограммы салатов на праздничном столе – это архаичное утверждение того, что мы живы.
Почему мы и сейчас так верим в обряды? Это тоже давнее убеждение: если не совершить положенные действия, то обновления не будет.
Получается просмотр «Иронии судьбы» под «оливье» – постсоветские традиции, влившиеся в крестьянские поверья, – это и часть праздника, и самоуспокоение, которому следовали наши предки.