Лыжники, гулянья и снежная каша: 10 зимних пейзажей русских художников
Зима 2023 года напомнила жителям всей России о том, что такое настоящие холода. Начавшись с ледяных дождей, она продолжилась трескучими морозами – если в Москве температура воздуха опустилась ниже 20 градусов Цельсия, то, например, в якутском селе Оймякон – ниже 60 градусов. Зима испокон веков «замораживала» жизнь в деревнях и селах – дороги становились почти непроходимыми – и сильно затрудняла ее в городах.
«Два или три зимних месяца буду проживать в Москве – так я решил. Погибнуть от сурового климата гораздо достойнее, чем от провинциальной скуки», – писал Чехов в письме от 1899 года. «Зима эта воистину нескончаемая. Глядишь в окно, и плюнуть хочется. И лежит, и лежит на крышах серый снег», – сетовал Булгаков в 1934-м. «Нынешнюю зиму я провел в Москве очень дурно и ничего не мог работать. Как подумаю о том усыпленьи и бездействии сил, в какие повергают меня холод и стужа зимы, – заранее пробирает меня страх», – признавался Гоголь в письме в 1850 году. «Погода на улице подлая: с неба сыплется какая-то сволочь, в огромном количестве, и образует на земле кашицу, которая не стекает, как дождь, и не ссыпается в кучи, как снег, а превращает все улицы в сплошную лужу», – описывал классический московский «снегодождь» Корней Чуковский. Подобного эпистолярного нытья классиков о погоде сохранилось огромное количество, однако кто не сетует временами на гололед, серое небо или пронизывающий ледяной ветер? Мы решили собрать для вас картины знаменитых русских живописцев с зимними пейзажами.
Юлий Клевер, «Деревня на острове Нарген», 1881
Художник Юлий Юльевич Клевер написал картину (на главной) в результате поездки на остров Нарген и стал одним из первых, кто открыл русской публике виды Финского залива. Клевер часто изображал зиму, которая на его полотнах могла быть красной, оранжевой, но никогда серой. Так и на Наргене он увидел красоту неба, ледяного Балтийского моря с рядами рыбацких изб на берегу и силу человека, способного жить и работать в этом суровом краю.
Борис Кустодиев, «Балаганы», 1917
Яркое солнце, пестрый ситец, румяные купчихи, нарядные мужики и лоснящиеся коты – работы Бориса Михайловича Кустодиева словно призваны дарить радость жизни и отгонять грусть. Есть среди них и зимние сюжеты, например «Балаганы». Художник написал гуляния на Масленицу: ясный февральский день, покрытые инеем деревья и разноцветная публика от мала до велика, угощающаяся и ожидающая представлений, катания на каруселях и веселья.
Василий Суриков, «Взятие снежного городка», 1891
Картина «Взятие снежного городка» известна всем со школы: здесь тоже речь идет о масленичных гуляньях и кульминационном моменте старинной народной игры, популярной среди казачьего населения Сибири. Игру устраивали в последний день Масленицы, и Василий Иванович много раз наблюдал ее в детстве в Красноярске. В качестве натурщиков для картины послужили многие близкие художника.
Иван Шишкин, «Зима», 1980
Для Ивана Ивановича Шишкина огромное значение имела достоверность рисунка – правильность изображения деревьев и растений. Он прекрасно знал лес, а в качестве тренажера для студентов продвигал идею рисунка по фотографии. Поэтому можно смело верить, что зимний пейзаж художника именно таков, каким он увидел его: лес после снегопада с поваленными стволами, пнями и белизной снега, сливающейся с небом.
Никифор Крылов, «Русская зима», 1827
Картину Никифора Степановича Крылова называют первым в русском искусстве зимним пейзажем. Она была написана в селе Никольском под Петербургом благодаря меценатам – купцам Чернятинским (Чернягиным), которые выстроили для работы художника теплую мастерскую в выбранном им месте и обеспечили всем необходимым. Крылов написал окраину села с его обитателями, занятыми бытовыми заботами, в студеный день, по стилю словно опередив свое время.
Архип Куинджи, «Пятна лунного света в лесу. Зима», 1898-1908
В совсем другой манере творил Архип Иванович Куинджи, его зима светящаяся и лунная, волшебная, зеленоватая, написанная крупными мазками. «Картину отличают высокая степень обобщения формы и монументальность. Свойственные мастеру безупречное чувство меры, любовь к природе, к ее живым, постоянно изменяющимся краскам, позволили ему избежать условной декоративности решений. Этюд »Пятна лунного света в лесу. Зима« с его утонченным цветовым строем и красотой формы в равной мере является характерным произведением и импрессионистической живописи, и стиля модерн», – так описывается картина на сайте Русского музея, в котором она хранится.
Василий Поленов, «Зима. Имоченцы», 1880
Имоченцы – это одно из двух имений Поленовых, на этой картине Василий Дмитриевич запечатлел деревню в Ленинградской области (в то время – Олонецкой губернии) около усадьбы. Художник проводил в этих местах лето и в детстве, и будучи студентом Академии художеств. «Теперь я в деревне, дышу полной грудью. Какой у нас сосновый воздух! Итальянцы и не подозревают, что такой на свете существует...» – писал Поленов Савве Мамонтову.
Борис Кустодиев, «Лыжники», 1919
Еще один жизнерадостный сюжет от Бориса Кустодиева был навеян рассказом дочери Ирины после лыжной прогулки. Художник написал привлекательную сцену с парой молодых лыжников, покоряющих склон, внизу можно разглядеть детей, играющих с собакой, испускающий белое облако паровоз, повозки, запряженные лошадьми, и нарядную церковь вдали. Сложно поверить, но Кустодиев создал эту картину, будучи тяжело больным и еле сводящим концы с концами.
Наталия Гончарова. «Зима в Москве», 1900-е
Наталия Сергеевна Гончарова известна как художник-авангардист. На картине «Зима в Москве» мы видим уютную заснеженную улочку, вечер, темные фигуры на тротуаре и лошадку, тянущую сани с пассажиром. На крышах домов – снежные шапки, из труб поднимается дым, тут и там виднеются белоснежные деревья. Картина кажется размеренной и умиротворяющей.
Федор Васильев, «Оттепель», 1871
Федор Александрович Васильев умер в 23 года от туберкулеза, но за два с половиной года до этого прославился картиной «Оттепель», которую приобрел Павел Третьяков, князь Александр Александрович заказал ее авторское повторение. Картина создавалась под впечатлением от лета на Волге и имеет социальный подтекст. Художник изобразил унылую пору и две фигурки, большую и маленькую, следующие по снежной каше проселочной дороги мимо покосившейся избы куда-то вдаль. Ощущение уныния и безнадежности подчеркивает растянутый вширь формат холста.