Башкортостан на этой неделе простилась с первым президентом республики Муртазой Рахимовым. О политическом тяжеловесе – политический обозреватель «МИР 24» Анна Бажайкина.
От села, где родился будущий президент Башкортостана, до Уфы – 300 километровм. Это не меньше восьми часов на автобусе через перевал. Муртаза Рахимов хотел как отец стать председателем колхоза, но перевыполнил план. Сначала толковый сельский паренек поступил в техникум, затем в институт на нефтепереработчика. Тогда это была самая модная профессия, наравне с геологами.
На заводе вырос от простого рабочего до директора крупнейшего в Европе нефтеперерабатывающего предприятия. На это ушло 34 года. А вот политическая карьера развивалась стремительно. Всего за год в политике начал возглавлять Верховный совет Башкирской Республики.
Рахимов возглавил четырехмиллионную республику в сложнейший для страны период – в 1990-м. Он единственный из политических тяжеловесов, кто поднялся не по партийной линии. После трех президентских сроков решил уйти в отставку досрочно. Это произошло в 2010-м, когда президент Медведев взял курс на обновление региональных кадров.
Через два месяца все, что хотели взять, записали в Декларацию о государственном суверенитете Башкирской ССР. Это без пяти минут независимость.
Рахимов хотел повысить статус Башкортостана и не зависеть от Москвы. Но при этом не позволил республике свалиться в радикальный национализм. Был уверен, Россия будет сильной, только если сильными будут субъекты.
Над экономикой страны федеральная власть потеряла контроль. В магазинах пустые полки. Централизованное снабжение ушло в прошлое, а рыночное только зарождалось. Рахимов поручил создать продуктовые заслоны, чтобы все продовольствие оставалось в пределах республики.
Что такое голод, Муртаза Рахимов хорошо знал. Ребенок войны. Время от времени на столе была только трава и гнилая картошка. Когда Ельцин приказал распустить колхозы, Рахимов, в прошлом сельский парнишка, занял жесткую позицию.
«Он не был добреньким и пушистеньким, он был колючим, он жестко ставил вопросы перед Ельциным и правительством, отстаивая в первую очередь интересы Башкирии и, конечно, России», – рассказал губернатор Саратовской области 1996 2005гг. Дмитрий Аяцков.
В противостоянии Ельцина и Хасбулатова поддержал Ельцина. В 1993-м он включил Рахимова в комиссию, которая работал над новой Конституцией страны. В 1995-м с другими тяжеловесами – Лужковым и Шаймиевым – основали блок «Отечество – вся Россия». Вместе с блоком «Единство» Владимира Путина и Сергея Шойгу стали основой для партии «Единая Россия».
Он предпочитал управлять не из кабинета, а лично выезжая на места.
В республике ударно шла газификация. Тянули трубы даже в самые маленькие села. Новые дороги по всему Башкортостану. Многие участки даже без ремонта продолжают служить до сих пор. В 2007-м в Уфе запустили новый проспект Салавата Юлаева, протяженность – девять километров. А еще ипподром, спортивные арены, театр и аэропорт.
В 1990-х, когда по всей стране предприятия закрывались, в Башкирии Рахимов разрезал очередную ленточку. Открывал заводы, детские сады и школы. В народе его даже стали в шутку называть Открывашкин.
Он и сам страстный поклонник спорта. Отменный бильярдист. Безумно любил хоккей. Болел, конечно, за уфимский «Салават Юлаев». В 2011 году любимый клуб впервые в истории взял Кубок Гагарина.
Муртаза Рахимов получил от местных титул, неформальный, но уважительный – Бабай, что в переводе «дедушка».
Траурная церемония с воинскими почестями. Почетный караул и дорога к кладбищу на артиллерийском лафете. Так хоронят только видных государственных деятелей. Кроме военного оркестра, звучала мелодия национального башкирского инструмента. Бабай сам перед смертью попросил: Будете хоронить, пусть играет курай.