Сталинградская битва. Почему немцы не оставили город, а СССР не эвакуировал население?
2 февраля 1943 года завершилась Сталинградская битва – сражение, которое изменило ход Великой Отечественной и Второй мировой войны. Битва началась 17 июля 1942-го и делилась на два основных этапа: с июля по ноябрь – оборонительные бои, с ноября по февраль – контрнаступательная операция «Уран». В результате советским войскам удалось окружить и уничтожить значительные силы Германии и ее союзников – итальянцев, румын, венгров и хорватов, в плен попали 24 генерала и фельдмаршал Фридрих Паулюс. Несмотря на бешенство Гитлера, нацистам не удалось покорить «город Сталина» и создать плацдарм для захвата кавказских месторождений нефти. В результате победы Красной Армии Турция и Япония отказались от вторжения в СССР, а Румыния, Италия и Венгрия начали искать возможности для выхода из войны.
Сталинградская битва стала одной из самых кровопролитных в истории человечества: потери Красной армии оцениваются более чем в 470 тысяч человек, потери войск Германии и ее союзников – около 500 тысяч человек. 23 августа 1942 года стало одним из самых страшных дней для Сталинграда: 400 немецких самолетов непрерывными волнами бомбили город, начался пожар, в котором сгорало то, что не было разрушено в результате бомбардировки – исторический облик города был утерян. По некоторым данным в тот день погибло более 40 тысяч мирных жителей. Для сравнения в результате атомной бомбардировки Хиросимы 6 августа 1945 года единовременно погибло 70 тысяч человек. К концу Сталинградской битвы трупы лежали на промерзшей земле слоями – а зима выдалась лютой, температура опускалась до минус 40 градусов Цельсия.
Отдельная жуткая страница истории этого сражения – лагеря для советских военнопленных и гражданского населения, которые были сформированы под Сталинградом. Вот что писал о лагере в селе Алексеевка, который действовал с 27 сентября 1942-го, председатель Сталинградского городского комитета обороны Алексей Чуянов:
В лагере содержалось более четырех тысяч человек, до освобождения дожили менее тысячи. Люди жили в землянках, где от тесноты находиться можно было только стоя или сидя, с раннего утра и до ночи рыли окопы и блиндажи, откапывали из-под снега траву для лошадей, рыли могилы. После освобождения в лагере обнаружили множество изувеченных трупов и отрубленных голов.
«…я бы на месте русских уничтожил всех нас… нас всех, чертовых немцев, возомнивших себя непобедимыми полубогами, высшей расой, обернутой в лохмотья, которые сняли с убитых товарищей, и уже готовой сто раз продать и Гитлера, и Германию, за глоток горячего чая… нас есть за что расстрелять… и не один раз…» – писал в дневнике один из немецких солдат, штурмовавших Сталинград, 2 февраля 1943 года.
К 80-летию победы РККА в Сталинградской битве «МИР24.TV» поговорил с научным директором Российского военно-исторического общества Михаилом Мягковым и военным историком Валентином Руновым о значении этого сражения.
В результате Сталинградской битвы союзники Германии начали постепенно дистанцироваться от нее – уже в начале 1943 года стало очевидно, что победит СССР?
Валентин Рунов: Они понесли во время этой битвы очень большие потери, поняли, что Германия начинает постепенно проигрывать, и решили дистанцироваться вовремя. Германия еще не считала, что этот удар непоправимый, но возникли очень большие сложности. Многие из руководства вермахта, из высшего командования, не были сторонниками Гитлера с самого начала – типа генерала-полковника Франца Гальдера. Они были насторожены и постепенно начали отходить от дела.
Почему Сталинград был так важен и почему гитлеровские войска позволили взять себя в котел?
В.Р.: Потому что у Гитлера была идея-фикс – взять Сталинград. Во-первых, это был символ государства, город Сталина. Во-вторых, это была возможность выйти к Волге и перерезать очень важную артерию поступления ресурсов с юга страны на север, где в то время находились основные предприятия военной промышленности. Их перенесли в Куйбышев, Самару и другие поволжские города. Гитлер не разрешал отойти, его заверили, что осталось совсем немного до решения этой задачи, и он настаивал. Именно поэтому Паулюсу присвоили фельдмаршала.
Поэтому Гитлер бросал все новые и новые дивизии, и вообще 6-я армия Паулюса, которая наступала на Сталинград, была самой лучшей, элитной. Гитлер как-то говорил Паулюсу, что с этой армией он «может штурмовать небо». Но бросались все новые дивизии, перебрасывались новые и новые части группы армий «Юг», а Сталинград держался. Поэтому он стал символом нашего сопротивления. В бешенстве Гитлер приказывал взять город во что бы то ни стало, он считал, что с его падением падет и СССР.
Нередко высказывается мнение, что население Сталинграда оказалось брошенным, поэтому были такие большие потери среди гражданского населения. Как было на самом деле, почему их не эвакуировали?
В.Р.: Огромная часть населения не эвакуировалась по двум причинам. Прежде всего, почти все население Сталинграда работало на заводах, которые были растянуты вдоль Волги – это был как бы последний рубеж, думали, что враг туда не дойдет. Каждый день переправляться через Волгу не будешь, тем более под огнем противника. Часть населения ушла в ополчение, часть обслуживала переправу – мобилизованы были все, кто мог выполнить хоть какую-то функцию. Тогда же нельзя было уклониться – была всеобщая мобилизация, кроме боевых подразделений были созданы трудовые армии. Фактически это была всеобщая, народная война, и все должны были принимать в ней участие.
Поэтому большое количество гражданского населения осталось. Оно и дальше продолжало эвакуироваться, но в этот самый страшный для Сталинграда день, 23 августа, был совершен массированный налет. Несколько волн немецких бомбардировщиков буквально сметали сталинградские кварталы с лица земли. Возникли пожары, в которых гибли мирные люди. Только за один день, по некоторым оценкам, погибло 40 тысяч мирных жителей.
В.Р.: Надо понимать, что наши войска отступали к Сталинграду, и отступали не только боевые части: отступали тылы, госпитали, различные подразделения обслуживания и т.д. Переправ было очень немного. Поэтому огромное количество войск сосредоточилось в Сталинграде в ожидании переправы через Волгу. Условия войны предполагают, что в первую очередь будут переправляться воинские части, потом население. Поэтому на какое-то время переправа населения была практически прекращена. Противник имел превосходство в авиации, и эта авиация от души работала по городу. Это были жуткие бомбардировки с огромными жертвами. По-другому в тех условиях быть не могло.
Почему большинство пленных генералов Сталинградской битвы, в том числе Паулюс, вскоре после войны вернулись домой?
Паулюс был очень хорошо подготовленным военным управленцем, генштабистом, одним из разработчиков плана «Барбаросса», занимал высокие должности в генеральном штабе сухопутных войск Германии. Когда он оказался в Сталинграде и стало понятно, что его армия терпит бедствие, он обращался к Гитлеру с тем, что довольно легко в сочетании с наружными войсками осуществить прорыв. Но ему запрещали, обещали золотые горы, фельдмаршальский жезл дали, обещали создать воздушный мост – ничего не получилось. Находясь в плену, Паулюс понимал, что как военачальника его обманули. Почти все немецкие генералы, которые выжили, винили в бедах Германии Гитлера.
И Паулюс, и другие сталинградские пленники уже к 1944 году пересмотрели свое отношение к нацистскому режиму. Если раньше они были закоренелые гитлеровцы, нацисты (тот же самый Паулюс и его адъютант Вильгельм Адам, начальник штаба 6-й армии), то по мере того, как Германия откатывалась назад, они осознали, что Третий рейх проиграет, и активно вступали в различные антифашистские организации, в том числе созданные нашим командованием в плену. Был создан Антифашистский комитет, куда вошли германские офицеры, они готовили воззвания, листовки, обращенные к немецким солдатам, чтобы те сдавались в плен. Они работали на нас, на нашу победу, их использовали в качестве агитаторов, некоторые из них выезжали на переднюю линию и через громкоговорители на немецком языке обращались к солдатам, чтобы те сдавались в плен. И это, кстати, действовало. Поэтому к ним было гуманное отношение.
В принципе, советский и немецкий плен – это были совершенно разные вещи. Мы знаем, что когда наши бойцы в 1941-1942 годах попадали во вражеский плен, они подвергались всевозможному насилию, массово погибали от голода и холода. Это была целенаправленная политика немцев по уничтожению советских пленных, и это было признано Нюрнбергским трибуналом. Более 60 процентов наших военнопленных, которые попадали в германские застенки, погибли. В советском плену по разным причинам скончалось порядка 13 процентов. Почему? Например, «сталинградские» пленные фактически были дистрофиками. Они с ноября находились в окружении, подвоза продовольствия не было, они съели всех лошадей, собак и фактически попадали в плен настолько обессиленными, что погибали от последствий голода. Кто-то умирал от ран. Но никогда от специальной политики, которая применялась к военнопленным. К 1949 году абсолютное большинство немецких военнопленных было возвращено на родину.