Компьютерные игры для детей: все за и против
Сегодня почти у каждого ребенка есть компьютер, планшет или смартфон. При этом большинство родителей предпочли бы, чтобы их дети как можно меньше времени тратили на видеоигры. Главные аргументы против данного развлечения: оно «портит зрение» и «перегружает нервную систему». Но так ли вредны компьютерные игры, как принято о них думать? И какую пользу может принести такое увлечение юному геймеру? MIR24.TV разобрался во всех «за» и «против» вместе с психологами, педагогами и специалистами игровой индустрии.
Влияние на развитие ребенка
Вопреки распространенному мнению о разрушительном влиянии компьютерных игр на детское умственное развитие, эксперты находят множество аргументов в пользу такого времяпрепровождения.
«Многие родители с недоверием относятся к компьютерным играм, поскольку опасаются гаджетозависимости и считают, что компьютерные игры лишают детей социализации, – говорит психолог и академический директор онлайн-школы для детей и подростков Skysmart Анастасия Екушевская. – Однако, работая непосредственно с детьми и подростками столько лет, мы видим, что их социализация уже давно в виртуальной среде. Именно там они учатся выстраивать взаимоотношения с друзьями и заводят новые знакомства».
По мнению медицинского психолога и преподавателя социальной философии Олега Долгицкого, игра и вовсе является основой успешного поведения для любого живого существа.
Об образовательном значении компьютерных игр подробно рассказывает геймдизайнер и преподаватель Московской школы программистов Александр Ватолин: «Если взглянуть на современные тенденции образования, то можно сказать, что игры стали частью обучающего процесса. Сама по себе игра в изначальной идее – симуляция Вселенной с упрощенными правилами, чтобы донести какой-то опыт до игрока».
Перспективное будущее
Когда ребенок проводит за компьютером все свое свободное время, родители по понятным причинам испытывают беспокойство за его будущее. О том, какие перспективы открывает любимое увлечение перед геймерами в реальной жизни, говорит директор по развитию направления игровой индустрии университета «Синергия» Михаил Пименов.
«Это раньше сфера интерактивных развлечений воспринималась как хобби. Теперь она успела стать масштабной индустрией, в которой задействовано множество специалистов, в том числе из смежных направлений. Над играми уже давно работают не только программисты, но и геймдизайнеры, аналитики, маркетологи, продюсеры, проектные менеджеры. Это лишь некоторые специалисты, которые задействованы в подобных проектах».
«Точно такая же история с киберспортом, – продолжает эксперт. – Есть не только профессиональные игроки, но и организаторы турниров, менеджеры команд, комментаторы, аналитики и целые студии, которые занимаются медиа-освещением».
Большие карьерные перспективы в сфере игровой индустрии также отмечает опытный геймер и копирайтер Юлия Крестюхина: «Для профессиональных геймеров открываются дороги к высокооплачиваемым специальностям будущего: киберспортивный журналист и автор книг, дизайнер, 3D-моделлер, иллюстратор виртуальной реальности, киберспортсмен, кибертренер и многое другое. Сейчас можно заработать хорошие деньги даже за отрисованный предмет или искусно созданную карту для видеоигры».
О вреде и рисках
Несмотря на множество положительных аспектов влияния компьютерных игр, нельзя забывать и о минусах. Главные проблемы, с которыми рискует столкнуться любой подрастающий геймер, перечислила доктор педагогических наук, профессор Института педагогики и психологии образования МГПУ Людмила Осипенко:
«Чрезмерное и неконтролируемое увлечение компьютерными играми может подменять и замещать настоящую жизнь. Ребенок может потерять интерес к людям и объектам реального мира, стремясь к достижениям лишь в мире виртуальном. Это может привести к феномену «хикикомори» (от японского – нахождение в уединении), расстройству личности, при котором характерно стремление к самоизоляции и дистанцированию от социума».
Также, по мнению специалиста, игры, не соответствующие возрастной категории, могут увеличивать уровень агрессии, притуплять сопереживание, эмпатию. «Сочувствия к расстреливаемым в игре монстрам не возникает, и этот опыт может переноситься на отношения с окружающими, сверстниками и родителями».
Родительский контроль
Рассуждая о пользе и перспективах видеоигр в жизни ребенка, специалисты всегда добавляют: пускать детское увлечение на самотек не стоит. Основные моменты, которые нужно взять на контроль родителям, выделяет психолог Анастасия Екушевская:
«Насторожиться стоит, если ребенок потерял интерес ко всем остальным делам и игрушкам, перестал общаться и играть со сверстниками, начал испытывать регулярные проблемы со сном, резко реагировать и раздражаться на просьбы выключить игру, замыкаться в себе, стал хуже учиться, не расстается со смартфоном нигде, даже на прогулке, семейном обеде или в туалете».
Также специалист делится рекомендациями в сфере применения гаджетов детьми: «Дошкольникам можно проводить перед экраном смартфона не больше часа в день, школьникам – до двух часов. Чтобы соблюдать эти рекомендации, родителю стоит придумать занятия, не связанные с гаджетами, показать ребенку, что в реальном мире интересных развлечений еще больше: гулять, ходить в походы, заниматься спортом, играть в настолки. Действенный метод также – договориться с ребенком о зонах и ситуациях, в которых гаджеты запрещены: туалет и ванная, обеденный стол, улица, кровать, ресторан, классная комната, дом друзей».