Хабенский поставил к 80-летию Сталинградской битвы спектакль «Волгоград-Сталинград»: «Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь»
В МХТ им. Чехова – премьера спектакля «Волгоград-Сталинград», в основе которого – отрывки из повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». Постановка Константина Хабенского приурочена к 80-летию разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве.
«Это экскурсия по современному городу Волгограду, из которой выплывают подробности, замеченные и написанные Некрасовым в романе «В окопах Сталинграда». Но в первую очередь это разговор о современном городе, прописанный судьбами тех людей, которые этот город отстояли и благодаря которым сегодня этот прекрасный город живет», – рассказал художественный руководитель МХТ им. Чехова Константин Хабенский.
На сцене нет масштабных декораций. Это небольшое пространство Малой сцены больше подходит для «тихих» разговоров о самом важном и сокровенном. Зрители оказываются в современном Волгограде, где прекрасным летним вечером в одном из парков транслируют на большом экране видеоэкскурсию. И вот уже перед нами огромные проспекты и площади города-миллионника, великолепные набережные и парки. А через шум центральных улиц мы слышим голоса тех, благодаря кому 80 лет назад удалось сохранить этот город. Артисты читают текст Некрасова, возвращая нас в те далекие времена и показывая, что тогда на защиту города встали такие же простые люди, как мы, которые не хотели и не были готовы воевать, но ценой своей жизни они смогли сохранить родину. Будто современные мирные люди оказались в 40-х годах XX века, без шинелей и прочей военной атрибутики. А между тем даже в условиях войны они так же любили, так же верили и надеялись, так же мечтали и даже праздновали Новый год…
Военная хроника контрастирует с кадрами современного красивого Волгограда, снятого с высоты птичьего полета. А приятный голос экскурсовода (Полина Романова) сменяют «приземленные» монологи актеров. В спектакле заняты Артем Быстров, Данил Стеклов, Артем Волобуев, Алексей Красненков, Армэн Арушанян, Олег Гаас, Алексей Варущенко, Владимир Любимцев. Каждый из них воплощает самобытные характеры людей, которые волею судьбы оказались рядом, им предстоит не только примириться друг с другом и обстоятельствами, но и стать «единым организмом», чтобы одолеть врага.
И вот это желание и делает этих самых простых людей по-настоящему сильными. И истории персонажей, как отрывки из произведения, тоже кажутся какими-то кусками, словно осколки, разлетаются слова по залу и ранят в самое сердце, потому что осознаешь вслед за героями: «Просто как-то тут все на фронте: был вчера, сегодня нет, а завтра и тебя не будет…»
По словам Константина Хабенского, у этой постановки нет конкретного адресата, режиссер не знает, кто придет на спектакль, но это и не имеет значения. «Константин Юрьевич очень много думал, потому что по-другому это не может быть: нет фабулы, нет сюжета, но удивительная история происходит к концу спектакля». И все становится понятно, когда артисты встают и на экране их тени, они словно идут по парковой дорожке. Как тени тех, кто воевал тогда за этот город, благодаря кому сегодня миллионы людей живут мирной жизнью в этом восстановленном из руин городе.
Повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» называют «окопной» или «лейтенантской». Она была написана сразу в послевоенные годы, и это был совершенно новый взгляд на события 1941 – 1945 годов. Автор – архитектор по образованию, он увлекался театром, живописью и литературой. На фронте оказался с самых первых месяцев войны. В основе повести – личные наблюдения и ощущения автора.
Роль Керженцева, главного героя, исполняет Артем Быстров. «Керженцев – архитектор по образованию. На самом деле это Некрасов, потому что мы, когда делали спектакль, мы узнавали, и в принципе все, что происходит с Керженцевым, происходило с Некрасовым. Просто он завуалировал свое присутствие. Вот я исполняю роль этого персонажа», – рассказал артист.
Писатель начал это произведение, оказавшись в госпитале. У него плохо работала правая рука, и врач посоветовал разрабатывать ее. Тогда Некрасов стал писать. Ему хотелось поделиться с читателями пережитым опытом и рассказать о своих боевых товарищах. И если повесть похожа на дневник Керженцева, то спектакль – на фрагменты из жизни, не то воспоминания, не то реальность…
Сталинградская битва началась на правобережье Дона в 1942 году. Всего в ней участвовали более двух миллионов человек. Более миллиона людей погибли. Здесь происходили самые кровавые бои, но советским солдатам удалось подорвать боевой дух немцев и уничтожить группу армий противника. Завершилась битва 2 февраля 1943 года сдачей в плен гитлеровской группировки. Победа СССР в Сталинграде переломила ход Второй мировой войны.
Но за этой победой стоят миллионы простых людей, личностей со своими страхами, желаниями, надеждами…
«Логика очень простая: там так точно подмечены подробности человеческого восприятия в экстремальных условиях, а именно, в условиях войны. Ведь мимолетные радости, мимолетное какое-то счастье от каких-то мелочей, которые, может быть, в обычной жизни пропускаются, эти моменты человеческого страха и непонимания, откуда он рождается, и тогда мы просто обсудили, сделали акценты на этом и расскажем то, что люди, они не меняются, люди, они, особенно в страхе, испытывают примерно одинаковые ощущения», – резюмировал Константин Хабенский.