Наставник беспризорников: 135 лет со дня рождения Антона Макаренко
13 марта исполняется 135 лет со дня рождения советского педагога и писателя Антона Семеновича Макаренко. Его педагогическая практика, известная как воспитание трудом, по сей день остается предметом ожесточенных споров, а сама фигура Макаренко – как объектом почитания, так и мишенью для обвинений со стороны моралистов и интерпретаторов советской истории. Как бы там ни было, ЮНЕСКО причислило его к тем немногим ученым-педагогам мирового уровня, которые определили педагогическое мышление в XX веке.
Может показаться странным, что современники Макаренко, знавшие его достаточно близко и хорошо, оставили о нем не много теплых слов. Все-таки речь идет о педагоге, посвятившем себя без преувеличения святому делу – спасению юных душ в годы разрухи и беспризорничества. Но Макаренко в каком-то смысле сам был беспризорником – замкнутым, болезненным, нервным и легко возбудимым. Не имел семьи и детей. Понятно, что от такого человека трудно было ждать расточения душевного тепла. А он и не пытался согревать своих подопечных, собранных в трудовых колониях, душевностью. По формуле, выведенной автором «Педагогической поэмы», воспитать и перевоспитать может только высокоорганизованный коллективный труд.
Будущий наставник беспризорников и теоретик советского воспитания родился недоношенным на съемной квартире в поселке железнодорожников у села Белополье Харьковской губернии 1 (13) марта 1888 года. Его отец был маляром, мать – домохозяйкой из разорившегося дворянского рода. С самого раннего возраста часто болел, страдал хроническим насморком. Не отпускавшие его хвори проявлялись самым неприятным образом – в виде постоянно распухшего носа, флюсов, ячменей и карбункулов. Шрамы на шее от последних можно было скрыть только высокими стоячими воротниками – и это стало обычным его стилем в одежде.
У Антона был младший брат Виталий, сыгравший впоследствии заметную роль в формировании его педагогической практики.
Близорукий и слабый, Антон терпел бесконечные унижения и издевательства со стороны сверстников. Все это не могло не сказаться на формировании личности Макаренко, который, с одной стороны, рос желчным, колким, вечно настороженным, а с другой – чрезвычайно начитанным, ища спасения в книгах от преследовавших его бед. По признанию Виталия Макаренко, опубликовавшего в 1970-е годы воспоминания о брате, «в Крюкове он был самым образованным человеком на все 10 000 населения». Книги Антон покупал и выписывал при любой возможности, стены его комнаты были увешаны портретами знаменитых литераторов. Любимыми его авторами были Максим Горький, Леонид Андреев и Кнут Гамсун.
В 1904 году он окончил четырехклассное училище в Кременчуге и в 1905-м – педагогические курсы. После чего, в возрасте 17 лет, начал работать учителем в железнодорожном училище в Крюкове, что недалеко от Кременчуга. При этом продолжал штудировать историю, философию, социологию, астрономию, естествознание.
Тогда же в отцовском доме Макаренко разразился скандал. Зимой 1908-1909 года отец Антона узнал, что его погруженный в себя и в книги сын совершенно по-гусарски живет с женой местного священника. Разгневанный Макаренко-старший указал Антону на порог, и тот сумел устроиться не где-нибудь, а на квартире у отца своей подруги, тоже священника, где и прожил до весны. Чтобы как-то вразумить пустившегося во все тяжкие учителя, глава семьи объявил на Пасху, что прощает его и разрешает вернуться. Антон нехотя повиновался, амуры с попадьей пришлось на время оставить. Но вскоре, не желая более жить под отцовским надзором, покинул дом уже навсегда. Поработав учителем на станции Долинская, в 1914 году поступил в Полтавский учительский институт и в 1917-м окончил его с золотой медалью.
Макаренко тяготили последние события, он уже не видел себя ни в НКВД, ни в практической работе с колонистами. При поддержке Максима Горького ему удается перебраться в Москву и поселиться в писательском доме в Лаврушинском переулке. Здесь у него появилась возможность заняться литературной деятельностью, о чем он давно мечтал. Знакомство с Горьким, которому он отправил свой первый рассказ в 1914 или 1915 году, создавало для этого все условия. Тот рассказ Горький раскритиковал, после чего Макаренко не пытался писать, однако вел дневниковые записи. Увидев его работу с колонистами, писатель посоветовал педагогу вернуться к литературному труду. Так в 1932 году появились книги марш «Марш 30-го года» и «ФД-1». А три года спустя была закончена «Педагогическая поэма» – главный литературный труд Макаренко. Из-под его пера позднее вышли знаменитые «Флаги на башнях», повесть «Честь», неоконченный роман «Пути поколения». В начале 1939 года он работал над сценарием к фильму «Флаги на башнях» в соавторстве с актрисой и режиссером Маргаритой Барской. Однако этот проект остался нереализованным: руководство Киностудии имени Горького отказалось от сотрудничества с Барской из-за ее связи с опальным журналистом Карлом Радеком.
Не оставил Макаренко и научно-педагогическую проблематику. В 1936 году вышла его «Методика организации воспитательного процесса». В 1937-м – первая часть «Книги для родителей». Макаренко продолжал выступать перед читателями и педагогическим активом. В 1939-м, в год своей смерти, был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Незадолго до кончины, в феврале, подал заявление о принятии кандидатом в члены ВКП(б).
Антон Макаренко унаследовал по материнской линии слабое сердце и умер 1 апреля в возрасте 51 года. Смерть наступила в 10:30 в вагоне пригородного поезда из Голицыно в Москву. Есть свидетельство бывшего директора Дома отдыха Литфонда «Писатель» в Голицыно Фонской, что в руках у Макаренко перед кончиной был «небольшой чемоданчик». А в милицейском акте о происшествии упоминается только «черный портфель». Тему недосказанности в обстоятельствах смерти Макаренко поднимали во времена хрущевской оттепели и перестройки, имея в виду возможную причастность к его кончине карательных органов сталинского режима. Рассказывали также о результатах вскрытия: сердце педагога якобы оказалось разорванным на две равные половинки, словно яблоко. И то, и другое может показаться слишком патетичным, чтобы быть правдой для такого непафосного человека, как Макаренко. Ближе всего к жизни его памятник на Новодевичьем кладбище в Москве: пионерка присела на пьедестал наставника и всматривается в его лицо.