Что означает возвращение России к советской системе подготовки кадров?
Одной из важных тем послания президента Владимира Путина Федеральному собранию, оглашенного 21 февраля, стала трансформация отечественной системы высшего образования. Россия отказывается от Болонской системы двухуровневого – бакалавриат плюс магистратура – высшего образования и возвращается к прежней, основанной на специалитете системе подготовки, не раз доказывавшей свою эффективность еще в советские годы. Рассказываем о главных преимуществах высшего образования в СССР.
Нацеленность образования на реальный сектор экономики
Странное, на первый взгляд, соотношение: всего выпускают специалистов с высшим образованием меньше, но инженеров и врачей – больше. Объясняется это просто: советские вузы готовили кадры прежде всего для работы в реальном секторе экономики. Американские университеты уже в то время учили множество менеджеров, маркетологов и специалистов сферы обслуживания. В СССР учили тех, кто был нужен для технологического рывка.
Число мест в университетах и институтах строго привязывалось к действительным потребностям промышленности. Если требовалось срочно увеличить, скажем, число агрономов – открывали новые институты и факультеты. Если нужны были авиаинженеры – то же самое. Достаточно привести такой пример: когда стране потребовались кадры для новорожденной атомной промышленности, создали целый Московский физико-технический институт.
Непосредственная связь образования и производства
Нацеленность на выпуск специалистов для реального сектора экономики и самых важных для государства сфер – образования и здравоохранения – определяла и еще одну особенность советских вузов. На протяжении всего процесса обучения студентов постоянно привлекали к практике в тех областях, где им предстояло трудиться после выпуска. Таким образом они не только получали первые профессиональные навыки, но и получали возможность применить на практике те теоретические знания, которые им давались в университетах и институтах.
Чтобы без проблем осваивать обширную программу высшего образования, студентам требовались достаточно широкие базовые знания. Их обеспечивала советская средняя школа, которая, особенно в старших классах, была составной частью общей системы подготовки специалистов. Школьные программы по точным, естественным и гуманитарным предметам были выстроены таким образом, чтобы поддерживать связи между ними. То есть закладывали основу для дальнейшего освоения тех самых широких фундаментальных знаний в системе высшего образования.
Единство системы образования проявлялось также и в том, что практически все советские высшие учебные заведения имели единые программы обучения. Достаточно сказать, что большинство учебников для вузов были едиными, поскольку единым было содержание конкретных предметов. Конечно, процесс преподавания в каждом конкретном институте зависел от преподавательского состава. И все-таки при необходимости студент, скажем, московской сельскохозяйственной академии мог легко перевестись в такого же профиля орловский или новосибирский вуз, не имея проблем с дальнейшим обучением. Исключение составляли разве что совсем узкие отраслевые и научные вузы типа МФТИ и МИФИ, программы которых изначально создавались как уникальные.
Высшие учебные заведения как социальный лифт
В 1989-1990 учебном году в систему высшего образования СССР входили 904 университета, института и академии, в которых учились 5,2 млн человек. Из них почти 3 млн были студентами дневных отделений. Остальные получали вечернее и заочное образование, то есть уже трудились на производстве: это было обязательным требованием. Получается, что студенчество составляло всего 2% от всего населения СССР (по данным переписи января 1989 года – 286,7 млн человек). При этом общее число обладателей высшего образования в стране достигало 23 млн человек, то есть чуть больше 8% от всего населения страны.
Вернемся к цитате из специального доклада Джона Кеннеди. Среди специальностей, которые давали американские университеты и не давали советские вузы, были разного рода маркетологи, множество юристов и представителей специальностей из сферы услуг. Именно поэтому при большом объеме людей с высшим образованием Америка уступала СССР по числу инженеров и врачей. Нечто подобное сегодня наблюдается и в России. В 1989-90 учебном году в РСФСР насчитывалось 512 высших учебных заведений, в которых учились 2,9 млн студентов. В 2019-20 учебном году в нашей стране было 724 вуза с 4,1 млн учащихся, среди которых студенты технических и других критически важных отечественной экономики специальностей составляли далеко не подавляющее большинство. А это значит, что декларированный президентом России процесс возвращения к проверенной временем системе высшего образования должен включать не только отказ от Болонской системы, но и смещение фокуса специализации вузов в сторону реальной экономики и реально необходимых обществу профессий.