on air preview
Прямой эфир
КУЛЬТУРА

Не стало Вячеслава Зайцева: как «Красный Диор» покорил модный Олимп?

Россия 30/04/2023 — 20:34
Фото: Алан Кациев (МТРК «Мир») "«Мир 24»":http://mir24.tv/, слава зайцев, ммкф, 38-й ммкф, ммкф 2016, зайцев
Фото: МТРК «Мир»/ Алан Кациев
Фото: Алан Кациев (МТРК «Мир») "«Мир 24»":http://mir24.tv/, слава зайцев, ммкф, 38-й ммкф, ммкф 2016, зайцев
Фото: МТРК «Мир»/ Алан Кациев
Фото: Алан Кациев (МТРК «Мир») "«Мир 24»":http://mir24.tv/, слава зайцев, ммкф, 38-й ммкф, ммкф 2016, зайцев
Фото: МТРК «Мир»/ Алан Кациев

В возрасте 85 лет не стало Вячеслава Зайцева – человека, который показал всему миру, какой может быть советская мода, настоящего пионера модной индустрии в нашей стране. За свою продолжительную карьеру кутюрье представил более 70 коллекций одежды, в некоторых количество позиций доходило до 90! Пик его славы пришелся на 1960-е: тогда в Союзе Зайцева называли «Красным Диором», а во Франции – тем, кто «диктует моду Москве». Вячеслав Зайцев создавал наряды для звезд первой величины, таких как Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Эдита Пьеха, Филипп Киркоров, и многих других. А свою первую коллекцию он посвятил простым труженицам села.

Сегодня можно смело утверждать, что Вячеслав Зайцев совершил настоящую революцию в истории отечественной моды, не просто подняв ее до мировых высот, но и сделав при этом вполне доступной на родине. И даже если это было бы его единственным достижением, он и в эти дни мог бы почивать на лаврах. Но ему и кроме этого есть чем гордиться, в том числе – и тем, каким удивительным образом он распорядился своей судьбой.

Самородок из Иваново

Истории людей, которых мы привыкли называть самородками, подчиняются единым законам, так, словно это – не настоящая жизнь, а литературное произведение. В их судьбе обязательно будет тяжелое детство, неприязнь властей, трудности с получением образования, непонимание коллег… Хотя литература тут ни при чем. Просто людей, которые не были вынуждены преодолевать все эти препоны, самородками называть не принято: с того, кто на старте имел преимущество, и спрашивают иначе.

Судьба Вячеслава Зайцева в полной мере отвечает законам «жанра самородка». Как он сам вспоминал, всем лучшим в своей судьбе он обязан матери Марии Ивановне, которая зарабатывала на жизнь тяжким трудом прачки. В военные и послевоенные годы даже в тыловом городе Иваново жизнь была не сахар, что уж говорить о небогатой семье побывавшего в немецком плену военнослужащего! Оттого и воспоминания о детстве у Вячеслава Зайцева совсем не радужные – хотя и не мрачные.

Он без ужаса вспоминал о том, как семилетним мальчишкой пел, чтобы заработать на кусок хлеба, как прятал под кроватью от внезапного ночного стука в дверь свое главное сокровище – банку с брусникой. И как высматривал в толпе заключенных и не мог увидеть своего отца, который после взятия Берлина вместо демобилизации получил 10 лет лагерей… Это внутреннее уважение к своему прошлому выдает в Зайцеве крепкий личностный стержень – то непременное условие, которое только и дает человеку возможность быть самородком, выстроить жизнь по своему усмотрению.


Такой простор Вячеславу Зайцеву обеспечили театр, кинематограф и музыкальные подмостки. Знакомства с театральным миром Зайцев свел еще совсем молодым, сразу после окончания института. Он разглядел в предложении создать костюмы для вахтанговского спектакля «Принцесса Турандот» свой шанс на свободное творчество. И не ошибся: в общей сложности им созданы костюмы к двум с лишним десяткам легендарных отечественных и иностранных театральных и кинопостановок. Он работал с самыми знаменитыми московскими театрами – Малым театром, МХАТом и Театром Сатиры, «Современником» и театром имени Вахтангова, одевал актеров на Бродвее. Ему доверяли создание своих сценических образов Муслим Магомаев и Иосиф Кобзон, Тамара Синявская и Людмила Зыкина, Александра Стрельченко и Филипп Киркоров, Алла Пугачева и Эдита Пьеха, «Машина времени» и группа «На-На».

Но самое главное, что совершил Вячеслав Зайцев – это превращение высокой моды из недосягаемого объекта желания в предмет, доступный, пусть, не всем, но многим. В конце 1980-х зайцевские модели можно было встретить уже не только на женах партийных бонз или крупных кооператоров. Их носили и те, кто не относился к советской элите и нуворишам, однако имел отменный вкус и достаточно терпения, чтобы дождаться своей модели.

Одежду Дома моды Вячеслава Зайцева могли позволить себе гораздо больше людей, чем прежде – и это стало настоящим прорывом в советской модной индустрии. Да и учеников, которые вдохновились идеями Вячеслава Зайцева и пустились потом в собственное творческое плавание, оказалось предостаточно.

К своему 85-летию Вячеслав Зайцев подошел с почетными титулами, высокими наградами и искренним уважением не только коллег по миру высокой моды, но и множества простых людей. Весьма вероятно, что именно последнее и стало для него самой важной наградой, поскольку именно обладающие хорошим вкусом сограждане прежде всего и способны оценить и понести в массы творчество мастера.

Это уважение к людям, в среде которых ему довелось сформироваться как личности – тоже обязательное условие истории о человеке-самородке, каким был и остается самый знаменитый отечественный модельер Вячеслав Зайцев.

Последние новости

    География:
    Россия
    Поделиться:

    Последние новости