Эксперты ВШЭ оценили результаты импортозамещения в России и его перспективы. Инфографика
По данным НИУ ВШЭ, промышленный комплекс России зависит от импорта на 39%. Этот показатель в 1,3 раза ниже, чем в Германии и сопоставим с уровнем США и Индии. С 2014 года Россия начала усиливать меры по уходу от импортозависимости в стратегически важных областях, успехи есть в сельхозмашиностроении, пищевой промышленности, производстве стройматериалов, а вот в медицине и фармацевтике дела обстоят не столь радужно.
В аналитическом докладе «Импортозамещение в российской экономике: вчера и завтра» исследователи ВШЭ выделили четыре основных этапа импортозамещения в России. Первый пришелся на годы быстрого роста экономики – 2004-2008 – и характеризовался реализацией отдельных проектов импортозамещения, фиксацией соответствующих задач в отраслевых стратегиях на фоне общей ориентации на активное привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ), использованием зарубежных технологий, встраиванием в глобальные цепочки. Второй этап – 2009-2013 – годы замедления роста экономики и посткризисных ограничений. Импортозамещение стало более ориентировано на повышение инновационной активности российских компаний и технологическую модернизацию, на расширение локализации производств. Третий этап – 2014-2021 – связан с ухудшением отношений с рядом развитых стран, первой волной санкций, коронакризисом. С одной стороны, он стал поворотным моментом в ставке на ускоренное развитие собственных научно-технологических компетенций, а с другой – показал неустойчивость отдельных глобальных цепочек создания стоимости.
С 2014 по 2021 год в России вырос уровень обеспеченности отечественной промышленной продукцией, наиболее существенный – в машиностроении для пищевой промышленности, производстве судовых комплектующих, сельскохозяйственном и тяжелом машиностроении. Наиболее высокий уровень обеспеченности отечественной продукцией – в промышленности стройматериалов (96%), транспортном машиностроении (92%) и в черной металлургии (90%). Наименьший – в станкоинструментальной промышленности (24%), производстве строительно-дорожной и аэродромной техники (29%), медицинской (31%), фармацевтической промышленности (35%) и в индустрии детских товаров (31%).
Примеры успешного создания и освоения производства качественной конкурентоспособной импортозамещающей продукции сегодня есть в нефтегазовом машиностроении (оборудование для производства и отгрузки СПГ, гидроразрыва пласта, подводной добычи углеводородов, сейсморазведки и др.), в сельхозмашиностроении (зерноуборочные комбайны, техника для сушки, очистки и хранения зерновых и др.), в пищевой промышленности (отдельные виды сыров и др.)
Успешное импортозамещение чаще отмечается в относительно простых отраслях, удаленных от технологической границы, считают аналитики ВШЭ. Так, в секторе АПК Россия стала заметна на мировом рынке в экспорте обработанного злакового зерна, рапсового и горчичного масла, маргарина, шоколада, кондитерских изделий из сахара. Экспорт говядины в 2014-2021 годах увеличился в 18,5 раза. В секторе деревообработки Россия стала заметна в экспорте листов для обработки фанеры, древесных гранул, ДВП и ДСП. Например, экспорт ДВП и ДСП, не превышавший 50 млн долларов в начале 2000-х, вырос к 2017 году в 10 раз. Хуже дело обстоит в отраслях, близких к технологической границе, например авиастроении и фармацевтике.
Эксперты отмечают, что после 2021 года мотивация в политике импортозамещения радикально поменялась. «Возникшие внешние ограничения со стороны ряда стран, в том числе введенные экономические санкции, ограничения на экспорт и импорт, уход или ограничение деятельности иностранных инвесторов привели к тому, что основным мотивом импортозамещения в 2022 году стало достижение устойчивости экономики, восполнение провалов в цепочках создания стоимости, обеспечение технологического суверенитета», – указывается в докладе. Задача достижения технологического суверенитета предполагает «формирование базовых комплексов критических технологий, выстраивание новых, управляемых технологических цепочек в мировой экономике, развитие элементов конкуренции». Обеспечение технологического суверенитета включает переориентацию существующих технологических цепочек на дружественные страны, заполнение звеньев с критическими технологиями отечественными решениями, а также создание опережающих научно-технологических заделов. Политика импортозамещения в новых условиях «должна быть направлена на достижение структурных эффектов, а не на “фронтальное” импортозамещение по всем направлениям». Ее также необходимо балансировать так, чтобы решались задачи обеспечения и устойчивости экономики, и технологического суверенитета.