Взорванные самолеты, березовые веники на свадьбе и звездное кино: Александру Митте – 90
28 марта советскому и российскому кинорежиссеру, народному артисту России Александру Митте исполняется 90 лет. Его фильмы «Экипаж», «Звонят, откройте дверь», «Гори, гори, моя звезда», «Сказка странствий» и многие другие стали знаковыми и вошли в золотую коллекцию российского кино. В честь юбилея режиссера рассказываем о трагедии его родителей, звездном кино мастера и о том, почему в молодости ему пришлось зарабатывать на жизнь карикатурами.
«Года два-три у меня еще есть, а потом на нары»: репрессированная семья и ожидание ареста
Фамилия Митта – это псевдоним, который будущий режиссер взял во время учебы в институте. Он никогда не скрывал своего еврейского происхождения, но рассудил, что рассчитывать на карьеру в творческой профессии с фамилией Рабинович ему будет сложнее – уж очень распространенная фамилия.
Будущий знаменитый режиссер родился 28 марта 1933 года в Москве в семье Наума Рабиновича и Ливши Каплан.
Мать Ливша Каплан была секретарем парткома Наркомата рыбной промышленности СССР. Но в 1937 году, когда сынишке было всего четыре года, она была арестована на основании доноса. Ее приговорили к десяти годам исправительно-трудовых лагерей.
После начала Великой Отечественной войны восьмилетний Александр Митта (тогда еще носивший фамилию Рабинович) был отправлен в эвакуацию. Он жил в детдоме в Саратовской области. Его отец в это время работал в Миассе (Челябинская область) на танковом производстве. Но когда в 1943 году отец вернулся в Москву, он забрал десятилетнего сына к себе, и с этого момента они жили вместе.
В школе будущий режиссер учился хорошо, много рисовал и мечтал стать художником. Мальчик занимался в художественном кружке и в театральной студии московского Дома пионеров. Но период репрессий и трагическая судьба семьи оставили глубокий след в душе подростка.
«Мне в голову не приходило, что все эти люди – будущие гении»: золотые 50-е и учеба во ВГИКе
Окончив школу, Александр Митта какое-то время учился в художественном вузе. Но потом решил стать архитектором и продолжил образование уже в Московском инженерно-строительном институте, который окончил в 1955 году. Правда, работать архитектором молодой человек не стал. Он рисовал карикатуры, которые печатал журнал «Крокодил», и иллюстрации для детского журнала «Веселые картинки».
Опыт карикатуриста пригодился много позже, когда Митта начал снимать собственное кино. Мышление шаржами пригодилось для раскадровок. Но были и минусы: режиссер рассказывал, что первые годы видел в кино лишь последовательность картинок.
Кинематографическое образование Митта решил получить, не оставляя работу в журналах. Сперва он попал к легендарному Александру Довженко, но оказался проблемным студентом и чуть не вылетел из ВГИКа. «Через несколько месяцев классик «подарил» меня Михаилу Ромму», – говорил Александр Митта. На самом деле он сам пошел к великому Ромму – проситься в ученики. И при этом использовал свои рисунки вместо портфолио. «Ему понравилось, он посмеялся. И помог мне», – рассказывал режиссер.
Атмосфера в творческих кругах Москвы во второй половине 50-х царила просто невероятная: вольная и бесшабашная. «В те годы появились у меня разные потрясающие знакомые. Такие блестящие люди, гении, можно сказать, – от Бориса Слуцкого до Давида Самойлова, Дезика, как все его называли, – рассказывал режиссер. – Время было бедное, послевоенное, есть почти нечего, зато духовно – такое богатое, что ничего другого и не надо было. Причем, мы тогда не знали, с кем имеем дело – даже в голову не приходило, что все эти люди – будущие гении, я даже не знал, что Ландау, которого я видел у Дезика, выдающийся физик. Не знал даже, что Слуцкий – поэт. Он для меня был просто приятный человек, блестящий собеседник – и все. Ну, а когда я во ВГИК поступил, так вообще начался буквально обвал впечатлений: я сначала попал на курс, где со мной учились Отар Иоселиани, Лариса Шепитько, Георгий Шенгелая – прямо один к одному, как на подбор. А когда к Ромму перешел, то там – тоже: с одной стороны Тарковский, с другой Шукшин. В общем, завертелось колесо. По количеству окружающих меня талантов это, наверное, самое насыщенное время было».
Снять пронзительный фильм о детях и сжечь несколько самолетов: режиссерские находки Александра Митты
Дипломная работа Александра Митты и его однокурсника Алексея Салтыкова – фильм «Друг мой, Колька» – вышел на экраны в 1961 году и сразу стал событием в кинематографе. Эта лента, проецирующая «взрослое» кино на реалии школьной жизни, вошла в число самых популярных фильмов года. Ее посмотрело почти 24 млн советских зрителей. В том же году дебютная картина молодых режиссеров получила премию на Международном кинофестивале в Лондоне.
С этого момента каждый фильм Александра Митты становился событием. Он снимал пронзительные и трогательные фильмы о школьниках, кино для детей и юношества. «Без страха и упрека», «Звонят, откройте дверь», «Точка, точка, запятая» были любимы не только подростками, но и взрослыми. Тонкое психологическое чутье и мастерская прорисовка персонажей сделали эти фильмы ярким явлением в кинематографе.
В 1973-1974 годах картина «Точка, точка, запятая» собрала целую коллекцию наград и премий, в том числе главную премию на «Параде детских фильмов» в Белграде, премию фестиваля «Серебряная сирена» в Сорренто и приз Международного кинофестиваля детских фильмов в Салерно.
В историю отечественного кино Митта вошел и как создатель первой советской ленты в жанре фильм-катастрофа «Экипаж». Интересно, что на Мосфильме режиссеру не дали денег на этот проект. Ведь компьютерной графики в то время еще не существовало, и для съемок надо было по-настоящему сжечь несколько самолетов – цена производства такого кино получалась гигантской. Но Александр Митта не отступил и стал искать средства самостоятельно. В результате спонсором проекта стал «Аэрофлот», понявший выгоду от бесплатной рекламы. Правда, в сюжет пришлось внести множество правок, которых требовал «Аэрофлот».
Среди самых известных работ режиссера также фильмы «Гори, гори, моя звезда», в котором Митта собрал звездный актерский состав (Табаков, Ефремов, Леонов), «Сказ о том, как царь Петр арапа женил» с Владимиром Высоцким, который был близким другом режиссера. А также фильмы «Сказка странствий», «Затерянный в Сибири», «Альфред Шнитке. Портрет с друзьями». Снимал Митта и телесериалы. За один из них – «Граница. Таежный роман», снятый в 2000 году, он был удостоен Государственной премии.
Александр Митта известен не только как режиссер. Он неоднократно выступал в роли сценариста, а также снялся в нескольких фильмах, в том числе – в кинолентах Марлена Хуциева «Мне двадцать лет» и «Июльский дождь».
Наставнической деятельности Александр Митта тоже уделял много внимания и считал это своей важной жизненной миссией. В течение 30 лет он был преподавателем режиссерских курсов в России, Чехии, Литве, США, Германии, Мексике. Его курс по режиссуре был издан отдельной книгой под названием «Кино между адом и раем».
Творческую деятельность Александр Митта не прекращает даже сейчас, несмотря на преклонный возраст. Как рассказал MIR24.TV сын кинорежиссера Евгений Митта, сейчас они вдвоем с отцом делают пьесу по фильму «Сказка странствий» по заказу музыкального театра «Карамболь» в Санкт-Петербурге.
Как Митта увел из семьи свою будущую жену и почему свидетели явились на свадьбу с вениками?
Со своей будущей женой Лилией Майоровой Александр Митта познакомился в издательстве «Малыш», где она работала художником-иллюстратором. К слову, там она работала всю жизнь и сделала более 100 книг, включая придуманные ею книжки-раскладушки, которые разошлись по всему миру.
В молодости Александр Митта со своей женой были невероятно красивой парой. Режиссер рассказывал, что, несмотря на всеобщий советский дефицит, его Лиле всегда удавалось очень эффектно выглядеть, стильно и модно одеваться. Она сама придумывала и шила невероятные наряды, в том числе шарфы с рукавами и капюшонами, носила платья с кринолином и необычные шляпки.
По словам Евгения Митты, его родители много лет отдыхали в Пицунде в Доме творчества кинематографистов. Там собирались друзья отца с семьями, многие творческие люди, и это был отдельный мир, в котором проходила значительная часть летней отпускной жизни.
«Когда у отца были паузы между фильмами, он уделял семье очень много внимания, – рассказывает Евгений Митта. – И это были не дни, даже не недели. Он не перепрыгивал из одного фильма в другой, а снимал один, потом довольно долго готовил следующий. Как правило, подготовка к съемкам занимала около двух лет, и в такие периоды времени на семью у него было достаточно. Когда он мог, мы с ним ходили на выставки, в музеи, вместе рисовали. Ведь по первому образованию он художник, и мама тоже художница. И отец никогда не был партийным, никогда не влезал в должности, не занимал никакие высокие посты в киношной иерархии. Всегда держался подальше от этого».
Зато Александр Митта своим творчеством напрямую обращается к человеческим эмоциям, чтобы люди, глядя на экран, плакали и смеялись. «Я думаю, это то, на что можно позвать в кино, – сказал как-то режиссер. – Спросят: «Что за картина?». «Хорошая картина. Я плакал и смеялся». Вот если будет такой ответ, то значит все сделано правильно».