Вино от перфекциониста: как вырастить виноград в предгорьях и получить один из лучших напитков в стране?
В 2012 году владикавказец Константин Дзитоев отправляет свое вино на конкурс в Краснодарский край. На открытии олимпийского курорта «Роза Хутор» напиток получил Гран-при и признание экспертов. С тех пор имя осетинского винодела регулярно в рейтингах сомелье.
Частный дом на окраине Владикавказа стал и жилищем для семьи Константина Дзитоева, и винодельней, и терруаром, и экскурсионной площадкой. Не случайно свое производство предприниматель называет семейной винодельней.
Здесь совсем небольшие объемы производства – от 35 000 до 40 000 бутылок белого, красного и игристого вина в год. Это масштабы средней семейной винодельни в любой стране мира.
«Будучи главным виноделом, ты можешь уделить внимание ровно такому количеству бутылок. Все, что больше, это уже масштабное массовое вино. И семейная винодельня на этом заканчивается. Дальше идет или ухудшение качества напитка, или необходимость расширять масштабы», – объясняет Константин Дзитоев.
На цокольном этаже дома – винный погреб. Чем ниже по винтовой лестнице, тем яснее слышится виноградный аромат. В прохладном помещении с немного приглушенным светом хранятся тысячи бутылок и десятки дубовых бочек с еще не разлитым вином.
Самое старое вино в коллекции 2012 года Каберне саперави. С тех пор специалист делает его ежегодно. Говорит, что это красное вино не для ежедневного употребления, оно для особых случаев: семейных торжеств, встреч с друзьями или с любимой женщиной.
Занявшись виноделием, Константин Дзитоев решил одну из важных задач – быть ближе к природе. «В поле» он проводит немало времени. Сначала приходилось смотреть много виноградников, отслеживать и выбирать лучшие хозяйства.
«Только из хорошего винограда получается качественное, интересное, глубокое вино. И вырастить хороший виноград гораздо сложнее, чем любую другую культуру. Нужно, чтобы сошлось много факторов в одном месте и в одно время. А еще довести виноград до нужной кондиции может только хороший специалист. А их в России очень мало», – отмечает Константин Дзитоев.
Несколько лет назад на небольшом участке возле своего дома Константин заложил экспериментальный виноградник. Здесь около 500 лоз и 35 сортов винограда. Есть и российские, и закавказские, и европейские сорта.
Некоторые сорта испытания осетинским климатом не выдержали. Но часть растений показала себя хорошо. И из экспериментального виноградника они переехали в поле, по климату напоминающее знаменитый французский виноградный регион Бордо.
Путеводителем в мире вина для Константина Дзитоева стал экспертный совет. Несколько раз в месяц лучшие сомелье собираются в винодельне и решают судьбу того или иного вина. Стоит ли его еще подержать в бочках, разлить по бутылкам или оно дошло до кондиции.
Зреет вино в больших стальных чанах. В них виноград начинает бродить. На поверхности появляются пузырьки, словно сусло дышит. Периодически его нужно помешивать, чтобы кожица раздавленного винограда оседала на дно, а виноградный сок поднимался наверх.
Вино от Дзитоева стало известно не только благодаря своему вкусу и аромату, но и запоминающемуся виду бутылки. Здесь нет привычных этикеток, а всю информацию на таре рисуют. Для этого в штате винодельни есть художники. Такой вариант хоть и затратный, но позволяет покупателям почувствовать индивидуальный подход.
Условия для выращивания винограда в России не хуже, чем на Западе, считает Константин Дзитоев. Владелец семейной винодельни уверен, многие российские экземпляры не уступают по вкусу импортным винам.
Сам Дзитоев не исключает выхода на международный рынок, тем более спрос есть. Но основную часть продукции планирует оставлять в России.