Возвращение «челноков»: как бывшие советские граждане массово превратились в предпринимателей?
Шумные вокзалы, бесконечные дороги, грязные рынки и горы клетчатых сумок. Казалось бы, от знаменитой «челночной» романтики сегодня остались лишь воспоминания. Однако в последнее время о возвращении популярной профессии 90-х в России стали заговаривать чаще. Уход зарубежных брендов, легализация параллельного импорта и, наконец, открытие пассажирского морского сообщения с Турцией. Как сообщает «Российская газета», уже с мая в турецкую гавань можно будет попасть из Сочи на пароме. Это направление обещает стать не только востребованным туристическим маршрутом, но и выгодным решением для частного предпринимательства.
Как известно, в 90-е годы Турция была настоящей «челночной Меккой» для россиян. Качество турецких вещей тогда было на высоком уровне. Одежда, обувь, косметика могли служить долгие годы, и цены при это были весьма доступными. О том, как наши соотечественники охотились за заграничным товаром и почему вся страна в одночасье превратилась в огромный рынок, рассказываем в материале MIR24.TV.
«Челноки» поневоле
Примерное расписание таких путешествий – пару раз в месяц. Длительность поездки, как правило, составляла три-четыре дня. Программа очень насыщенная: по прилету надо было выбрать подходящий товар, договориться с продавцом, осуществить закупку, перед вылетом обеспечить отгрузку. Лишь в перерывах между рабочими делами вояжеры могли почувствовать себя туристами и прогуливались по городу.
Вскоре к прибыльному бизнесу подключились турфирмы. Агенты предлагали оптовикам настоящие «челночные» туры. В стоимость путевки входили дорога, проживание в гостинице, питание, доставка товара и его таможенное оформление. Помимо организации таких «путешествий», операторы устраивали и так называемые «шоп-туры» в приграничных районах. Перекупщиков собирали группами и возили по складам, фабрикам и магазинам, чтобы они могли закупиться оптом всем необходимым, а затем развозили по домам.
Позже доставку товара взяли на себя специальные фирмы – карго-перевозчики. Для удобства они работали по обе стороны границы. С их появлением «челнокам» больше не нужно было тратить время и силы на собственноручную перевозку груза. К тому же, такой формат позволял торговцам ввозить в Россию импортную продукцию уже не десятками килограммов, а сотнями.
Фарт и риски
Новые возможности в сфере оптовой торговли превращали вчерашних «челноков» в настоящих менеджеров. После успешной доставки товара через посредников стало понятно, что и реализацию можно доверить другим людям. В итоге многие начали нанимать продавцов, чтобы не стоять самим часами на рынках и торговых точках. Так, помимо снабжения россиян сумочками, яркими футболками с заграничными надписями и кроссовками, «челноки» взяли на себя и другую важную функцию – они обеспечивали людей рабочими местами и стабильным заработком.
Впрочем, таких впечатляющих результатов удавалось добиться далеко не всем. В «челночном» бизнесе вертелись самые разные люди. В поездках за товаром можно было встретить даже профессоров и крупных ученых. Однако большинство новоявленных оптовиков составляли женщины. Вот только сравнить их с современными преуспевающими бизнес-леди нельзя. Бывшие медсестры, учительницы и работницы фабрик взваливали на себя тяжелые баулы, потеряв надежду на государство и пьющих мужей. Их задачей было лишь выжить и спасти семью.
У подавляющей массы людей представительницы прекрасного пола с огромными тюками не вызывали никакого интереса. Зато за ними пристально следили участники организованных преступных группировок. «Челночный» бизнес – опасная стезя с высокой концентрацией криминала. Стать жертвой бандитского налета можно было и в поезде, и в автобусе, и даже в собственном авто. «Челноков» всегда «прессовали» грабители – они требовали дань со всех торгующих на рынках и вымогали деньги, останавливая транспорт прямо на дороге. Тому, кто отказывался платить, угрожали и портили товар. Бывали случаи с избиениями и даже смертельными исходами.
«Черкизон» и «Лужа»
В расцвет «челночной» эпохи стать представителем этой профессии можно было, даже не покидая пределов России. Те, кто не имел возможности мотаться за рубеж, закупались в Москве на оптовых рынках. Одни из самых популярных точек – «Лужа» и «Черкизон». Атмосфера здесь всегда царила особенная, эдакое «государство в государстве» со своими правилами и иерархией.
На прилавках можно было увидеть не только одежду: торговали продуктами, техникой, товарами для дома, игрушками и многим другим. Между рядов ходили лоточники, предлагая мелочевку, бегали грузчики с грохочущими тележками, из каждой палатки доносились пронзительные голоса зазывал. На рынках работали точки общепита, пункты обмена валют и даже медицинские кабинеты.
О качестве продукции, привезенной «челноками», тоже до сих пор слагают анекдоты. Футболки из Китая выцветали и садились после первой же стирки, от джинсов отлетали застежки и пуговицы, ботинки «на клею» предательски намокали в дождливую погоду. Но для недавних советских граждан все это было не так уж и важно. Люди, привыкшие к тусклым краскам и однообразному фабричному пошиву, радовались возможности примерить заграничные «бренды», пусть даже и с ошибками в названиях.
Со временем «челночное» дело становилось все менее выгодным. Государства вводили новые таможенные правила, авиакомпании ограничивали вес багажа, а рынки власти городов пытались взять под контроль. После экономического кризиса в 1998 году многие предприниматели, имевшие долги в долларах, разорились. Последним ударом для «челноков» оказалось появление крупных торговых центров в городах. Рынки начали постепенно сносить. Дольше всех продержался «Черкизон» – после десяти лет существования символ безудержной торговли все-таки закрыли, а ликвидацию гигантского рынка даже транслировали по китайскому телевидению.