«Любовь по Маркесу» в интерпретации Перегудова в Театре им. Маяковского: «Стареют, когда перестают влюбляться»
В Московском академическом театре имени Владимира Маяковского первая премьера текущего года – спектакль «Любовь по Маркесу» открыл XXIII фестиваль искусств «Черешневый лес». Это сценическая фантазия театра по произведениям известного колумбийского писателя в интерпретации Егора Перегудова.
Перегудов не впервые обращается к творчеству Маркеса. Он отмечает, что ему близок магический реализм автора «как способ взаимодействия с реальностью – когда силой фантазии ты можешь трансформировать мир вокруг. Кажется, на данный момент это единственное, что могут делать люди искусства».
А трансформации на сцене происходят очень разные и в большинстве своем удивительные. Исполнитель главной роли 90-летнего Габито Народный артист России Игорь Костолевский сначала предстает в образе глубокого старика, а позже так преображается, что заметно молодеет на глазах. Несравненную Ольгу Прокофьеву, Народную артистку России, которая исполняет роль 90-летней Росы Кабаркас тоже сначала можно узнать разве что по голосу. Это замечательный дуэт, глядя на который зрителю предстоит о многом задуматься, но в первую очередь о человеческом одиночестве, смысле жизни и старости, первые симптомы которой «так незаметны, что ты ощущаешь себя прежним».
Деревянные перегородки отделяют авансцену от основного сценического пространства. Мама как наваждение поет 90-летнему сыну за ширмой… «Сегодня – да!» – с этого заклинания в день 90-летия начинается путешествие главного героя, журналиста и скептика, по собственной жизни. Он сочиняет свое прошлое заново, потому что будущее уже кажется невозможным. От одной влюбленности к другой, он вспоминает свою жизнь, прожитую со страстью. Но где же любовь? И вот, на закате жизни, откровения о старости, которые внезапно озаряются сумасшедшей любовью…
На пороге смерти Габито ищет любви в борделе, на который, кажется, и растратил всю свою жизнь. Эти девицы – неотъемлемые спутницы мужского одиночества. Он заказывает себе ночь с девственницей, потом еще одну, и еще одну… Но так и не притронувшись к ней, сидя на краю кровати, сочиняет свою историю любви у себя в голове и на бумаге. Безмятежно спящая красавица, никем еще не запятнанная, пробуждает вдруг в нем невероятные, не известные ему до этого чувства, которые он так ждал все свои 90 лет.
И вот, наконец, ставни, которые столько лет были наглухо затворены, вдруг раздвигаются, чтобы впустить в его жизнь лучи света. Старые, как и он сам, тяжелые, как его жизнь без любви и лишь с тонкими струйками пробивающегося света, как его подавленная надежда, теплившаяся где-то очень далеко. Так далеко, что казалось, уже никогда не пробьется наружу. Сценография Народного художника России Владимира Арефьева очень точно олицетворяет жизнь главного персонажа. Он, как затворник, всю свою жизнь ходил по борделям, но так и не нашел в своем сердце места для настоящего чувства.
Кажется, жизнь прожита и уже нечего ждать. Пора заканчивать с журналистской деятельностью, пора готовится уйти на покой… Но можно ли прожить почти век и умереть, так и не испытав главного чувства на земле? Можно ли обойтись без любви?
И вот Габито вдруг разрешает себе наконец отдаться чувствам. Влюбляясь в эту юную и пока еще безвинную проститутку, он и сам молодеет минимум лет на 20. А главное, что уже не собирается умирать. В 90 лет он вдруг обрел новый смысл жизни: «Наконец-то настала истинная жизнь, и сердце мое спасено. Оно умрет только от великой любви после того, как я проживу сто лет!»
Особый интерес представляет дуэт Костолевского и Прокофьевой и не только с артистической точки зрения, но и их персонажи: обоим по 90 лет, оба одиноки, давно знакомы, оба понимают, что «Нет больше несчастья, чем умирать одному». Так почему бы им не соединиться друг с другом?
Увы, в сердце Росы тоже нет места настоящей искренней любви. Но и с ней произойдут метаморфозы. Из сухой покровительницы проституток она станет едва ли не ангелом-хранителем. И тоже, как ни странно, словно «помолодеет». Ну, а уж финальный танец и вовсе расставит все точки над «и».
Спектакль получился очень музыкальным, в нем много танцев и женской пластики, и грации. В этом большая заслуга хореографа Дениса Тагинцева – чемпиона мира по латиноамериканским танцам.