От самодельных коньков до Олимпийского золота: путь фигурного катания, рожденного в СССР
Как зародилось советское фигурное катание, и благодаря чему спортсмены из СССР стали получать первые места на международных соревнованиях? В чем секрет мастерства тренеров в создании советской «машины» фигурного катания? Почему путь в спорт высших достижений был открыт практически каждому? Ответы на эти и другие вопросы о феномене отечественного фигурного катания – в программе «Рожденные в СССР» на телеканале «МИР 24».
На самодельных коньках и на привязи за машинами
Когда в конце 1940-х годов ребятня во дворах пыталась скользить по льду, кто на чем может, вряд ли кто-то думал, что происходит зарождение советского фигурного катания. Катков тогда было немного, но зимой в них превращались улицы, которые практически не чистили от снега.
Старшая сестра Алеши Мишина с первой стипендии купила ему коньки-снегурки. Мальчишка прикрутил их к валенкам веревками и уже так катался за машинами. Чудом не попал под колеса!
Будущего фигуриста оградил от опасного занятия его отец.
«Мой папа, офицер Военно-морского флота, шел как-то по Невскому проспекту мимо Дворца пионеров им. Жданова и увидел там клумбу, вокруг которой катались фигуристы. Он и сам немножко катался и подумал: «Это то, что нужно моему Алеше, чтобы он не гонялся за автомобилями». Так я стал фигуристом», – рассказал Алексей Мишин.
Алексей Мишин начинал карьеру в паре с Тамарой Москвиной. Они взяли серебро на чемпионате мира. Но только кататься Мишину было не интересно. Скольжение, вращение, прыжки… А как это все работает? У него всегда был научный склад ума. Мишин закончил факультет автоматики и вычислительной техники Ленинградского электротехнического института.
«Это меня так поглотило, что я ночами буквально сидел думал какие-то идеи, на утро прихожу на каток и проверяю их на детях. Мною создана методика, которой занимаются не только в России. Я сейчас прихожу на каток, другой тренер занимается, смотрю упражнения: это Мишин, это Мишин и это Мишин. Я вместе с моим соратником, старшим научным сотрудником Виктором Шапиро изобрел много различных устройств, тренажеров, есть вертушка нашего имени. Она сейчас используется во всем мире», – рассказал Алексей Мишин.
Если Жук – это самоотдача, Чайковская – хореография, то Мишин – это наука. Она привела российских мужчин-одиночников к легендарным победам уже нового времени. Алексей Урманов – золото Лиллехаммера-1994, Евгений Плющенко – золото Турина-2006 и Сочи-2014. Алексей Ягудин получил золото Солт-Лейк-Сити-2002 уже под руководством Татьяны Тарасовой, но он тоже – воспитанник Мишина.
1960 год, чемпионат Европы в немецком Гармиш-Партенкирхене. Советская спортсменка Тамара Братусь заняла последнее 27-е место, хотя именно она первой придумала и реализовала сложнейший элемент бильман – вращение с захватом ноги обеими руками. В одиночном катании у Тамары не сложилось, и тогда муж, тренер Игорь Москвин, поставил ее в пару с Алексеем Мишиным. Позже и сама Тамара стала тренером.
Елена Валова и Олег Васильев – золото Сараево-1984. Наталья Мишкутёнок и Артур Дмитриев – золото Альбервилля-1992. Оксана Казакова и Артур Дмитриев – золото Нагано-1998. Елена Бережная и Антон Сихарулидзе – золото Солт-Лейк-Сити-2002. Анастасия Мишина и Александр Галлямов – золото Пекина-2022. Тамара Москвина – самый успешный тренер в парном катании в мире, к 2022 году ее пары завоевали 65 медалей чемпионатов Европы, мира и Олимпийских игр.
Татьяна Тарасова никогда не ставила своих учеников на весы – определяла лишние граммы на глаз. Находила слабые места. Отпускала едкие замечания. Но именно ей удавалось вытащить на первые места спортсменов, которые уже почти сдались. Например, как Ирину Роднину после сильнейшей травмы и разногласий со Станиславом Жуком – на второе и третье золото. Или Наталью Бестемьянову после неудач в одиночном катании.
«Трудно это было. Плакала и казалось, что все – карьера в одиночном катании закончилась. Было очень трудно переходить в танцы, когда Татьяна Анатольевна пригласила меня в танцы к Андрею в партнерши, я очень долго не могла решиться на это. Очень хотела, но боялась бросить то, что уже сделано. Когда я только пришла, и мы начали с Андреем кататься, когда я почувствовала вкус этого, то около года у меня был дикий страх, что я тренируюсь в такой группе, у такого гениального тренера, с таким замечательным партнером! Что я здесь делаю? Меня сейчас заменят! Я не достойна всего этого!» – признается олимпийская чемпионка в спортивных танцах на льду Наталья Бестемьянова.
Наталья Бестемьянова и Андрей Букин взяли золото Калгари-1988. Марина Климова и Сергей Пономаренко – золото Альбервилля-1992. Оксана Грищук и Евгений Платов в паре и одиночник Илья Кулик – золото Нагано-1998. Алексей Ягудин – золото Солт-Лейк-Сити-2002. И конечно, два золота Ирины Родниной и Александра Зайцева – вклад Татьяны Тарасовой.
«Когда ты берешь детей, которые были для группы здоровья, а они стали показывать результат, когда дети, которые были, как говорят, неликвид, стали превращаться в спортсменов, я поняла, что, наверное, у меня что-то получается», – отмечает Елена Водорезова.
Легендарная советская школа фигурного катания до сих пор выпускает чемпионов. Это достижение и отдельных гениев, и целой системы, которая когда-то позволила этим гениям работать и выбирать лучших из лучших. Не за деньги, а на совесть. Потому что изначальная цель советского фигурного катания – сделать здоровыми и гармоничными как можно больше людей.