on air preview
Прямой эфир
ОБЩЕСТВО

Эверест как покорение себя: исследователь Центральной и Южной Азии – об истории восхождения на высочайшую гору Земли

29/05/2023 — 17:51
Эверест
Фото: Предоставлено Сергеем Бойко
Эверест
Фото: Предоставлено Сергеем Бойко
Эверест
Фото: Предоставлено Сергеем Бойко

29 мая 1953 года впервые в истории людям удалось ступить на вершину самой высокой горы Земли – Эвереста, или по-тибетски Джомолунгмы. В ходе британской экспедиции двойка альпинистов Эдмунд Хиллари и Тенцинг Норгей смогли достичь вершины – это бесспорное достижение было подано Англией как покорение «Третьего полюса», тогда как достичь первыми Северного и Южного полюса англичанам не удалось. И до, и после восхождения Хиллари-Норгея Эверест притягивал к себе неординарных людей, людей идеи и преодоления, среди которых были сильнейшие альпинисты мира и чудаки, пустившиеся в невероятные приключения и нашедшие на горе свою смерть.

Ко дню 70-летия с первого восхождения на Эверест MIR24.TV поговорил с путешественником, переводчиком и независимым исследователем Центральной и Южной Азии Сергеем Бойко, который рассказал о том, как политика влияла на покорение высочайшей горы; как ветеран Первой мировой войны Морис Уилсон за два месяца научился управлять самолетом, чтобы добраться до Джомолунгмы, и без подготовки поднялся на высоту шести тысяч метров; а также почему стоит прочесть книги легендарного альпиниста Райнхольда Месснера, чтобы понять философию настоящего альпинизма.

Эверест как покорение себя: исследователь Центральной и Южной Азии – об истории восхождения на высочайшую гору Земли

Сергей, какое название предпочитают альпинисты – Джомолунгма или Эверест?

– По-разному. Классическое европейское название – Эверест, тибетское название – Джомолунгма, или Чомолунгма, а непальцы придумали Сагарматху – по местности, где находится гора. До интереса британцев к этой горе и первых экспедиций в 1920-х годах Эверест, по мнению многих исследователей, названия своего не имел, потому что из Тибета гору видно только издалека, в гряде других, а вблизи она не сильно выделяется. Если смотреть из Непала, Эверест заслонен горами-соседями, видна лишь небольшая часть, чтобы увидеть гору целиком, нужно забраться на высоту 4,5-5 километров. Поэтому для непальцев он вообще никакой роли не играл, название «Сагарматха» было придумано в 1930-х.

«Эверест» придумали англичане. Когда они проводили Великое тригонометрическое исследование Индии, в том числе выясняли высоту гор, они сначала обозначали вершины индексом. Из этих наиболее знаменитая осталась К2 – Чогори, вторая по высоте вершина мира в горной системе Каракорум. Англичане не знали названий местных пиков, однако по возможности старались их узнавать, потом переименовывали. Эверест, когда его открыли, назывался просто Пик XV. Как раз с ним возникла проблема, потому что никак не могли узнать его название. И тогда один из руководителей тригонометрического исследования решил назвать гору в честь своего предшественника Джорджа Эвереста.

Эверест имеет сакральное значение, как Белуха на Алтае?

– Имеет, потому что Гималаи – это обитель снегов и обитель богов, например, одна из вершин Трансгималаев – Кайлас – считается священной сразу в нескольких религиях. Непальцы и тибетцы считают, что на Эвересте живет богиня Мийо Лангсангма. Это была добуддийская богиня, требовавшая кровавых жертв. В добуддийских верованиях Тибета – религии бон – было полно гневных божеств. Когда их поставили на службу буддизму, он их вобрал в себя, они превратились в защитников учения. Мийо Лангсангма в буддизме стала богиней неиссякаемой щедрости. Но до сих пор среди местного населения господствуют поверья, что, если лезешь на гору, боги могут покарать.

Известно много интересных историй, связанных с этим, например, японцы первыми пытались взойти на непальский восьмитысячник Манаслу. С первой попытки не вышло, они решили прийти на следующий год. Но после первой попытки случилось то ли землетрясение, то ли обвал, разрушивший храм у горы, и местные приписали это тому, что пришли чужаки и осквернили гору. И когда японцы приехали на следующий год, их встретили камнями. Им пришлось пожертвовать огромное количество денег, построить храм, и только тогда жители сменили гнев на милость, и японцы взошли на гору. Сейчас при восхождении на Эверест и со стороны Непала, и со стороны Тибета проводится пуджа – религиозная церемония подношений и богине, и духам, чтобы они благословили на восхождение и не дали погибнуть на горе.

Эверест как покорение себя: исследователь Центральной и Южной Азии – об истории восхождения на высочайшую гору Земли

Считается, что первыми на Эверест взошли участники британской экспедиции Хиллари и Норгей. По этому поводу существуют альтернативные версии?

– В 1924 году двойка британских альпинистов, Джордж Мэллори и Эндрю Ирвин, пропали без вести на Эвересте. Их видели на высоте порядка восьми с лишним километров, в районе так называемой второй ступени – это огромный скальный выступ, который нужно преодолеть на пути к вершине. И до сих пор не утихают споры: они пропали без вести, уже побывав на вершине или не дойдя до нее. Большинство склоняется к тому, что со снаряжением того времени, в тех условиях, с той техникой лазанья и т.д. подняться на Эверест было невозможно. Пока не доказано обратное, официально считается, что первыми восходителями были новозеландец Эдмунд Хиллари и шерп Тенцинг Норгей в 1953 году.

Когда в 1999 году специальной поисковой экспедицией было найдено тело Мэллори, выяснилось, что он получил черепно-мозговую травму и перелом ноги. Явно это был срыв, падение. Но по-прежнему нельзя сказать, побывал он на вершине или нет.

Попытки взойти на гору начались в 1920-х, но успешное восхождение состоялось только в 1953-м. Почему этот процесс так затянулся?

– Англичане стали думать об Эвересте значительно раньше. Высоту горы вычислили в середине 1850-х. Разведывательную экспедицию к Эвересту еще в 1890-х предлагал провести британский офицер Чарльз Брюс, именно он возглавил одну из первых экспедиций в 1920-х. Тут имелись политические проблемы. Тибет был теократическим государством, находившимся под влиянием маньчжурской империи Цин, в состав которой входил Китай и которую китайцы свергли в 1911-1912 годах в ходе Синьхайской революции. В 1904 году англичане, опасаясь, что Тибет может подпасть под влияние русских, вторглись в него, дошли до Лхасы, и далай-лама бежал в Монголию. С регентом был заключен совершенно грабительский договор, Тибет обязался выплатить огромную контрибуцию англичанам, давал им большие преференции, но буквально через год-два англичане сдали назад – в Лондоне сменилось правительство, и сторонники жесткой линии потеряли власть. И в 1907 году Англия заключила с Российской империей своего рода договор, нечто вроде перемирия в Большой игре, согласно которому ни англичане, ни русские не лезут в Тибет. Маньчжур это тоже устраивало. Желая сохранить статус-кво, британские власти запретили любые экспедиции в Тибет. Интересующиеся люди рвались к Эвересту, было предпринято несколько нелегальных походов к горе, но близко к горе подобраться не удавалось.

Эверест как покорение себя: исследователь Центральной и Южной Азии – об истории восхождения на высочайшую гору Земли


– Это была командировка на два дня от издательства, я прилетел в Милан, на автобусе доехал до Тироля. Месснер свое время ценит – его можно понять, ведь к нему целое паломничество каждый день, и надо как-то отдыхать от такого количества людей. Я, во-первых, приехал в несезон, то есть когда музей Месснера был закрыт. Во-вторых, когда он понял, что я все-таки в теме, то проговорили мы гораздо дольше, чем планировалось. Он очень интересный человек, но с очень непростым характером. И судьба у него непростая. Первая его экспедиция в Гималаи, 1970 год, Рупальская стена Нанга-Парбат (это девятый по высоте восьмитысячник мира, находящийся в Пакистане) закончилась трагедией, которая сильно повлияла на становление Месснера как одного из величайших альпинистов. Я был там в 2010, обходил Нанга-Парбат вокруг, и, как оказалось, мой проводник как раз поставил точку в истории с гибелью брата Месснера.

Месснер в 1970 году потерял брата на горе, они поднимались вдвоем. Руководитель экспедиции, мало смыслящий в альпинизме, считал, что с горы надо уходить, Месснер же решил пойти на вершину в одиночку. Была так называемая проблема красной ракеты. Существовала договоренность с руководителем экспедиции, который сидел в базовом лагере, что если будет хороший прогноз погоды, то дадут зеленую ракету, если плохой – то красную. В случае плохой погоды Месснер один быстро попытается дойти до вершины и спуститься. Дали красную ракету, и Месснер пошел в одиночку. А ракеты перепутали, а потом выяснилось, что вообще не было других ракет, кроме красных.

Эверест как покорение себя: исследователь Центральной и Южной Азии – об истории восхождения на высочайшую гору Земли

Его брат Гюнтер увидел, что погода держится, и пошел за Райнхольдом наверх. Причем он сделал фантастическое восхождение, ведь ему надо было догнать брата на высоте уже восьми километров. Недалеко от вершины у Гюнтера началась горная болезнь, а так как они изначально шли поодиночке, никто не взял с собой веревку. Стало понятно, что без веревки заболевшего спустить по стене не выйдет, и Райнхольд принял решение спускаться с другой стороны горы, где склон короче, но они не знали рельефа. Тем не менее они спустились, и брат Месснера погиб у подножия под лавиной, пока Райнхольд искал более безопасный путь. Свидетелей случившегося не было, и некоторые коллеги по экспедиции и другие альпинисты стали обвинять Райнхольда, что он пожертвовал братом ради первого в истории траверса Нанга-Парбат, бросив его где-то недалеко от вершины.

Месснер ничего не мог доказать до тех пор, пока внизу на леднике, как раз там, где, по его словам, погиб брат, не нашли останки. Нашел их мой проводник, так что эту историю я слышал из первых уст. Это была первая серьезная трагедия Месснера. Во время восхождения на второй восьмитысячник, Манаслу, погиб его напарник, и снова последовали обвинения, что он идет по головам, но на самом деле это не так. Если почитать биографию Райнхольда Месснера, всегда, когда он что-то делал, например горные музеи, ему постоянно вставляли палки в колеса. Поэтому он буквально противостоит всем и вся. Но у него есть цель, они понимает, что цель стоящая, идет наперекор… И действительно – например, у него классные фильмы, прекрасные музеи, он вкладывает в них огромное количество сил и средств.

Одна из самых известных трагедий на Эвересте случилась в 1996 году, тогда на горе во время коммерческой экспедиции погибло восемь человек. Один из участников экспедиции, Джон Кракауэр, в своей книге «В разреженном воздухе» обвинил во многом альпиниста Анатолия Букреева. Почему эта история наделала столько шума?

– Это была первая серьезная трагедия в коммерческом альпинизме. Шли две группы, одну возглавлял новозеландец Роб Холл, вторую – американец Скотт Фишер. Советский и казахстанский альпинист Анатолий Букреев был гидом в экспедиции Фишера, а Кракауэр был клиентом в экспедиции Роба Холла. Благодаря Букрееву в его экспедиции не погиб никто из клиентов (Букреев спас несколько человек), только руководитель Скотт Фишер, а в экспедиции Роба Холла погиб сам Холл и несколько клиентов. Кракауэр, когда писал книгу, многих вещей не знал и не понимал и решил обвинить Букреева. Последовал серьезный скандал, потому что Букрееву за спасение американских клиентов Конгресс США объявил благодарность, ему предложили американское гражданство, наградили медалью. Альпинистским сообществом было признано, что он делал то, что мог, и делал правильно. Но Кракауэр упорствует, сел на своего конька и не слезает.

На самом деле Фишер нанял Букреева как своего рода палочку-выручалочку. Он знал, что, если что-то пойдет не так, Букреев сможет многое сделать. Букреев был очень сильным альпинистом, одним из сильнейших в мире. Некоторые его скоростные рекорды по восхождениям, если не ошибаюсь, до сих пор не превзойдены. Физически он действительно был уникален, почти всегда поднимался без кислорода – одно из немногих исключений было в 1989 году во время советской экспедиции на Канченджангу, когда был проведен траверс всех пяти вершин горы. Тогда по настоянию руководства экспедиции он был вынужден идти на кислороде, потому что все шли с баллонами.

Эверест как покорение себя: исследователь Центральной и Южной Азии – об истории восхождения на высочайшую гору Земли

Надо отдать должное Кракауэру – писатель он хороший. Его книга захватывает, она хорошо написана. Но, как мне кажется, в этой истории ему просто нужен был отрицательный герой. И здесь все просто: есть некий русский гид, который живет где-то в Казахстане и никогда об этом не узнает. Наверное, исходя из этого, Кракауэр и сделал его отрицательным персонажем.

Сейчас философия гималайского альпинизма выхолащивается или все-таки сохраняется каким-то костяком энтузиастов?

– До недавнего времени разрешений на гималайские восьмитысячники выдавалось мало, одна экспедиция в сезон на маршруте. Не было столпотворения. Но когда страны вроде Пакистана и Непала стали понимать, что это золотое дно, они стали выдавать большое количество разрешений.

Два года назад тот же Месснер опубликовал книгу «Письма из Гималаев», половина – сборник писем ранних восходителей, а вторая половина – письма самого Месснера. Она издана на русском языке. В ней он очень хорошо рассуждает о том, во что выродился сейчас высотный альпинизм. Он стал коммерческим, а настоящие альпинисты, говорит Месснер, фактически прозябают на задворках, пытаются проходить маршруты на совершенно малоизвестных горах, потому что на горах вроде Эвереста уже все занято туриндустрией.

То есть профессиональные альпинисты не могут подниматься на Эверест, потому что там туристы. Ты хочешь, условно говоря, совершить скоростное восхождение, но своими силами. Но не можешь: на горе провешены веревки, идут группы, занято. Остаются, конечно, другие склоны, более сложные, но на классических маршрутах это фактически невозможно. Плюс к этому мафия, потому что местные шерпы, которые обрабатывают маршруты для туристов, требуют, чтобы пользовались их провешенными веревками и за это платили. Были конфликты, когда профессиональные альпинисты пытались подняться вне маршрутов, и доходило до драк на горе.

Получается, 70-летнюю годовщину первого восхождения на Эверест отметили только одной книгой – про Мориса Уилсона?

– Точно нет. Год еще не закончился, но могу говорить только о том, что знаю. Как минимум три книжки будет, связанных либо с альпинизмом, либо с Эверестом. Книга про Уилсона выходит в июне, в июне же должна выйти книга «Анатолий Букреев. Биография величайшего советского альпиниста в воспоминаниях близких». Ее написала известная казахстанская альпинистка и журналистка Галина Муленкова. В конце лета – начале сентября планируется выход книги о Скотте Фишере в моем переводе – том самом погибшем гиде на Эвересте в 1996 году. Это был очень непростой человек. Скажем так, первые сорок лет его жизни гораздо интереснее последних сорока дней на Эвересте, которые сделали его знаменитым. Ну а дальше – посмотрим.

Последние новости

    Последние новости