on air preview
Прямой эфир
КУЛЬТУРА

«Танец с саблями», Сталинская премия и обнаженный Сальвадор Дали на швабре. К 120-летию со дня рождения Арама Хачатуряна

06/06/2023 — 17:53

6 июня исполняется 120 лет со дня рождения одного из самых выдающихся композиторов и дирижеров XX века Арама Хачатуряна. Армянин по национальности, выросший в столице Грузии и получивший образование в Москве, он стал мировой знаменитостью. Его самобытные сочинения звучали на лучших сценах Европы, США, Японии и, конечно, СССР.

«Рос в атмосфере богатейшего музыкального быта»

Будущий композитор родился 6 июня (24 мая по старому стилю) 1903 года в грузинском селе Коджори в армянской семье. Его отец Илья Хачатурян был владельцем переплетной мастерской. Еще 13-летним подростком он ушел из родного села в Нахичеванском районе Азербайджана и перебрался в Тифлис – большой город, куда тянулись ремесленники и торговцы со всего Кавказа. Там он устроится учеником в переплетную мастерскую. В короткий срок ему удалось овладеть профессией переплетчика и даже завоевать себе прочную репутацию в цехе тбилисских ремесленников. Когда ему исполнилось 19 лет, родители обручили юношу с 9-летней девочкой по имени Кумаш из соседнего селения. Причем молодой человек даже не был на этом обручении, все произошло без него. Однако он дождался совершеннолетия своей невесты и, когда ей исполнилось 16 лет, женился на ней и увез в Тифлис. Брак оказался очень прочным и счастливым. В нем родились дочь и четверо сыновей. Арам Хачатурян был самым младшим.

Впоследствии он вспоминал, что мать была высокой и красивой женщиной, к тому же певуньей. Отец очень любил жену и прислушивался к ее мнению, что в то время встречалось нечасто. Армянские песни, которые пела мать, наполняли все детство будущего композитора. Но и весь Тифлис того времени был невероятно музыкальным. Особенно оживлялся город по вечерам, когда городская жизнь из лавочек и мастерских переносилась на увитые виноградом террасы домов, где до самой ночи не умолкал гортанный говор и раздавались звуки зурны и дудука, где танцевали и пели, произносили тосты, смеялись и плакали.

«Я рос в атмосфере богатейшего народного музыкального быта, – вспоминал потом композитор. – Жизнь народа, его празднества, его обряды, горести, радости, красочные звучания армянских, азербайджанских и грузинских напевов в исполнении народных певцов и инструменталистов – все эти впечатления юных лет глубоко запали в мое сознание».

Заниматься музыкой начал лишь в 19 лет

Однако рвение к музыке не приветствовалось в семье. Отец считал это несерьезным увлечением и стремился дать детям хорошее образование. Когда Арама Хачатурян подрос, его определили в частную гимназию княгини Софьи Аргутинской-Долгорукой. Ребенок из простой семьи оказался среди детей аристократов благодаря тому, что его отец- переплетчик усердно трудился над книгами из библиотеки хозяйки пансиона. Хорошее гимназическое образование впоследствии помогло юному Хачатуряну поступить в университет.

Однако начального музыкального образования Арам так и не получил, хотя самостоятельно научился в пансионе играть на фортепиано. Позже отец за гроши купил ему старенький инструмент, и будущий композитор подбирал различные мелодии на слух. «Вскоре я совсем осмелел и начал варьировать знакомые мотивы, присочинять новые, – вспоминал Хачатурян. – Помню, какую радость доставляли мне эти пусть наивные, смешные, неуклюжие, но все же первые мои попытки композиции».


И вот Арама Хачатуряна привезли в замок Дали, пышно украшенный, с башенками, шпилями, зубцами и флажками. Композитора с почестями проводили в роскошный аудиенц-зал и оставили одного перед столиком с коньяками и фруктами ожидать хозяина.

Проходит полчаса, Сальвадора Дали нет. Арам Хачатурян знает об эксцентричности художника, но уже немного сердится – не мальчик же он, чтобы столько ждать! Еще через полчаса, так и не дождавшись хозяина, он пришел в полное недоумение и крайнюю степень раздражения. Композитор принял решение уйти. Напоследок он выпил коньяку и направился к дверям. Но не тут-то было! Двери покоя оказались запертыми.

Еще полчаса Хачатурян в ярости колотил по ним кулаками и даже каблуками, периодически отдыхая и пропуская очередную рюмку. Наконец, когда маэстро был близок к отчаянию и присел отдышаться, из спрятанных в стенах динамиков вдруг загремел «Танец с саблями». Двери распахнулись, и в залу верхом на швабре влетел абсолютно голый Дали. Яростно размахивая саблей, он промчался через все помещение, исполняя совершенно безумный танец, и исчез в двери напротив, которая тут же захлопнулась за ним.

После этого перед потрясенным Хачатуряном явился невозмутимый камердинер, объявил аудиенцию оконченной, вручил композитору роскошно изданный альбом репродукций Сальвадора Дали с памятной надписью самого художника и почтительно и церемонно проводил маэстро к автомобилю.

Последние новости

    Последние новости