«Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?
Звук топора? Нет, это старик Фирс идет, постукивая палкой об пол… Но какова метафора, а?!
В Мастерской Петра Фоменко премьера – «Вишневый сад» Чехова в постановке Ивана Поповски. Действие разворачивается на небольшом подиуме, преимущественно с левой стороны, а правая часть и глубина почти не задействованы. Режиссер бережет это пространство для кульминации. Это и есть тот самый сад, только он пуст, так что о красоте его даже и говорить не приходится. Одинокий рояль и строительная пленка, висящая на заднем плане и справа, закрывая кулисы – вот и все, что видит зритель на сцене. Белым кажется полиэтилен, олицетворяя белые цветы вишневых деревьев. Но это еще и неизбежно вызывает ассоциации со стройкой и обновлением: такой пленкой накрывают мебель при ремонте. Конечно же, все это не случайно. Художники Нина Бачун (Oaza), Иван Поповски и художник-декоратор Ирина Борисова продумали все до мелочей. Но удастся ли построить кому-то счастье на чужом несчастье? Вот в чем вопрос.
Это последнее произведение Чехова. Писатель был неизлечимо болен, когда писал эту пьесу. И чувствуются здесь какая-то безысходность, надрыв, невозможность расстаться со старым и с прежней жизнью. «Фоменки» сделали все очень смешно и трогательно одновременно.
«Вишневый сад» – вообще произведение, преисполненное печали. Отец Чехова был вынужден продать свою усадьбу, чтобы расплатиться с долгами, потому и родилась эта пьеса.
Но действующие лица не готовы принимать жизнь сегодняшнюю, они постоянно обращены в прошлое. Они смотрят на все с заплаканными глазами, но и с улыбкой, с нежностью и грустью одновременно. Но каждый ли человек способен приспособиться и влиться в новое течение времени? Принять новые порядки и устои и найти свое место в изменившемся мире?
Люди разных поколений часто не понимают друг друга. «Скорее бы как-нибудь изменилась наша нескладная, несчастливая жизнь», – говорит Лопахин. Но ведь для того, чтобы изменить жизнь, нужно изменить вначале себя.
Актерские работы в этом спектакле очень точны: Раневская Любовь Андреевна (Галина Тюнина) легкомысленна, добра, но эгоистична; Лопахин (Денис Аврамов) деловит, практичен, трудолюбив и не жаден, он может романтично любоваться природой и в то же время мыслить рационально; Аня (Александра Кесельман) – хозяйственная и недоумевает мамкиной расточительности; Гаев (Рустэм Юскаев, Никита Тюнин) – высокомерный и совсем непрактичный человек; Трофимов (Федор Малышев) мечтает о будущем, не замечая красоты настоящего. Ярким оказывается абсолютно каждый персонаж, включая горничную Дуняшу, Симеонова-Пищика и старика Фирса.
И вот уже неподъемным грузом висит рояль над сценой, когда приходит время паковать вещи. Висит на канате – как счастье на волоске. И эта тяжесть безысходно тянет вниз, стоит только обрезать веревки и все рухнет, и кончена будет музыка, все сломается – и судьба этого дома, и судьбы этих людей.