Госпереворот в Нигере: почему переживает Макрон и на что обиделись нигерийские военные?
В Нигере произошел государственный переворот, в ходе которого президент страны Мохамед Базум был отстранен от власти и помещен под арест. Военные во главе с полковником Амаду Абдрамане блокировали президентский дворец, установили комендантский час и объявили о закрытии границ. В своем обращении по национальному телевидению Абдрамане заявил, что режиму Базума необходимо было положить конец из-за «ухудшающейся ситуации с безопасностью и плохого управления». О том, что могло стать причиной конфликта между правящей властью и военными, а также о том, как Африка превратилась в континент военных переворотов – читайте в материале MIR24.TV.
Первые новости о свержении действующей власти в Нигере появились утром в среду, 26 июля. Около 6:30 военные автомобили перекрыли проезд к президентскому дворцу, а также нескольким министерствам в столице страны Ниамее. При этом, по словам горожан, в других районах города обстановка поначалу оставалась спокойной, и никто не препятствовал движению транспорта. Вскоре выяснилось, что люди, заблокировавшие вход во дворец, – это представители элитной президентской гвардии.
После того как военные окружили здание, где находились лидер Нигера и его семья, между ними начались переговоры. «Это выходка президентской гвардии, но переговоры с президентом ведутся», – сообщает агентство AFP со ссылкой на источник. При этом, по данным агентства, с Базумом «все в порядке, он цел и невредим».
Как заявили в администрации Базума сразу после вторжения военных во дворец, основные силы армии не поддержали антиправительственный мятеж и выдвинули гвардейцам ультиматум. «Армия и национальная гвардия готовы атаковать тех бойцов президентской гвардии, которые поддались эмоциям. Это произойдет, если эти люди не одумаются», – сообщили в Twitter канцелярии президента. Однако уже на следующий день, 27 июля, командование ВС Нигера встало на сторону мятежников, мотивировав это «заботой о сохранении физической неприкосновенности президента и его семьи» и стремлением предотвратить вооруженные конфликты.
В своем заявлении Абдрамане также предостерег от любого иностранного вмешательства во внутренние дела Нигера. Однако, как и следовало ожидать, в мире незамедлительно отреагировали на произошедшее. Так, в Белом доме заявили, что госсекретарь США Энтони Блинкен сумел связаться с находящимся в плену Базумом и выразил ему «непоколебимую поддержку Соединенных Штатов». Позднее это подтвердил и сам Блинкен: «Я разговаривал с президентом Базумом ранее этим утром и ясно дал понять, что США решительно поддерживают его как демократически избранного президента Нигера. Мы призываем к его немедленному освобождению. Мы осуждаем любые попытки захватить власть силой. Мы активно взаимодействуем с правительством Нигера, а также с партнерами в регионе и по всему миру и будем продолжать это делать до тех пор, пока ситуация не разрешится надлежащим образом и мирным путем».
Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш также связался с президентом Нигера и выразил ему свою «полную поддержку и солидарность». Гутерриш призвал «все вовлеченные стороны проявлять сдержанность и обеспечить защиту конституционного порядка».
Осудили действия мятежников и в самой Африке. Так, председатель Комиссии Африканского союза Муса Факи Махамат в своем Twitter назвал произошедшее «попыткой государственного переворота».
«Будучи проинформированным о попытке некоторых военнослужащих подорвать стабильность демократических и республиканских институтов в Нигере, равносильной попытке государственного переворота, председатель Комиссии АС Муса Факи Махамат решительно осуждает такие действия военных, всецело изменяющих своему республиканскому долгу», – говорится в сообщении в Twitter-аккаунте Махамата. Также председатель Комиссии АС призвал гвардейцев немедленно прекратить «эти неприемлемые действия» и вернуться в казармы.
Таким образом, очевидно, что внезапная смена власти в Нигере, да еще и вооруженным путем, для Парижа несет огромные риски. Ситуация остается напряженной, а Макрон, судя по всему, выжидает: ведь пока неизвестно, чего добиваются мятежники. Однако 28 июля появились новости о том, что французский лидер все же пообщался с президентом Нигера. Разговор между ними состоялся в пятницу утром. «С ним можно связаться. Он сообщил, что находится в добром здравии», – сообщила прессе глава МИД Франции Катрин Колонна. Также она отметила, что французские власти не считают попытку военного переворота «окончательной». «Мы не считаем ситуацию окончательной, выход еще есть, если ответственные лица прислушаются к мнению международного сообщества», – сказала министр.
Сейчас разные стороны выдвигают предположения о возможных причинах мятежа. Как пишет парижское издание Jeune Afrique, конфликт между военными и президентом Нигера мог возникнуть из-за того, что Базум планировал отправить в отставку командующего президентской гвардией генерала Абдурахамана Чьяни. Генерал Чьяни занимал этот пост еще при предыдущем президенте Нигера, Махамаду Иссуфу, но проявил высокую лояльность и по отношению к действующему лидеру.
Так, в 2021 году, за два дня до вступления Базума в должность, именно Чьяни помог раскрыть и подавить попытку захвата власти группой военных, которые были недовольны кандидатурой Базума. А спустя год он раскрыл еще один антигосударственный заговор. Нетрудно предположить, что слухам о своей скорой отставке генерал Чьяни, конечно, не обрадовался.
Отметим, что Нигер – одна из беднейших стран не только в Африке, но и в мире. Государство не имеет выхода к морю, и, по сути, значимым игроком на международном уровне его делают только залежи урана. В индексе человеческого развития ООН Нигер занимает третье место с конца, опережают его лишь Чад и Южный Судан. Как заявил в интервью Reuters эксперт немецкого аналитического центра Konrad-Adenauer-Stiftung Ульф Лессинг, Мохамед Базум «был последней надеждой Запада в регионе». Уже много лет в Нигере располагаются части военного контингента Франции и США. Они (в особенности, конечно, Франция) потратили много сил и денег на укрепление Нигера и обеспечение безопасности установившегося там демократического режима. Но на то, что рано или поздно государственный переворот случится и здесь, живо намекал пример соседних государств.
Так, в Мали, с которым граничит Нигер, антиправительственные мятежи произошли в 2020 и 2021 годах, а в Буркина-Фасо действующую власть свергли целых два раза за один год – 2022-й. В сентябре 2021 года восставшие военные успешно свергли президента Гвинеи Альфа Конде, а в 2017 году был свергнут президент Зимбабве Роберт Мугабе, правивший страной 37 лет. В общей сложности начиная с 1960-х годов в Африке произошло около 90 госпереворотов, 70 из них – силами военных.
В странах Западной и Центральной Африки подобные перевороты происходят регулярно. Большинство политологов склонны объяснять это недовольством населения низким уровнем жизни, почти полным отсутствием политической конкуренции и, как правило, столкновением интересов иностранных государств в данном регионе. Зачастую именно армейские структуры оказываются единственной организованной силой, которая понимает структуру власти и берет на себя функцию разрешения внутренних социально-экономических конфликтов.
Кроме того, если говорить о Нигере, то в этой стране действуют террористические исламистские формирования, что также оказывает сильное влияние на внутриполитическую ситуацию. В борьбе с джихадистами нигерским военным помогают подразделения французских и американских сил спецназначения, однако столкновения все равно продолжаются.