95 лет назад, 17 августа 1928 года, на севере Москвы открылся стадион «Динамо». На нем прошел первый футбольный матч между сборными Беларуси и Швейцарии в рамках Всесоюзной спартакиады. Этот день принято считать точкой отсчета в истории стадиона, который более четверти века оставался главной спортивной ареной Москвы.
«Вся Москва стремилась туда. Это было нелегко. Чтобы попасть в Петровский парк на стадион «Динамо», ехали сначала в Сокольники, на Преображенскую площадь. И там, на конечной остановке, штурмом брали трамвай или автобус № 6», – рассказывали советские кинохроники.
Стадион «Динамо» был построен по проекту архитекторов Александра Лангмана и Леонида Чериковера на пустыре, примыкавшем к Петровскому парку. Ранее этот пустырь, заросший редкими деревцами и кустарником, принадлежал 1-й детской туберкулезной больнице (дореволюционное название – Детская больница святой Ольги). А еще раньше на этой территории были подмосковные дачи, окружавшие Петровский путевой дворец.
Как предпринимательский талант динамовцев дал им шанс построить стадион?
До открытия своего собственного стадиона динамовцы тренировались и проводили свои соревнования на небольшой площадке в Орлово-Давыдовском переулке (в те годы – 1-я Гражданская улица). Там динамовцам принадлежало футбольное поле – не травяное, а земляное. И здание бывшего морга – двухэтажный домик, где устроили раздевалки и склад спортинвентаря, а потом и душ с горячей водой – роскошь в то время! В 20-е годы популярность футбола была невероятно высока, матчи собирали до пяти тысяч болельщиков, которых не могла вместить старая площадка с тремя рядами деревянных скамеек. Нужен был новый современный стадион.
Надо сказать, что впоследствии тема производства спортивного инвентаря только развивалась. Динамовские артели делали спортивную обувь, коньки, лыжи, теннисные ракетки, гимнастические снаряды, оружие, бильярдные столы, фехтовальное оружие, весла для гребли и прочие товары, которые в стране до них никто не производил. Это на долгие годы стало основным источником дохода общества «Динамо», который позволил не только строить собственные спортивные объекты, но и развивать их инфраструктуру.
Киркой и лопатой: с чего все начиналось?
Однако в августе 1927 года дело резко ускорилось, поскольку на государственном уровне было принято решение о проведении Всесоюзной Спартакиады – в противовес «буржуазным» Олимпийским играм, проходившим в Амстердаме. Грандиозный физкультурно-спортивный праздник в Москве собирались приурочить к празднованию десятилетия советской власти и принятию первого пятилетнего плана развития народного хозяйства. Планировали пригласить делегатов и спортивные команды трудящихся из-за рубежа. Поэтому строительство масштабного современного стадиона приобрело черты дела государственной значимости.
Интенсивность новостройки резко возросла. Менее чем за год были построены бетонные трибуны в форме подковы. Они окружали спортивную арену с трех сторон и поднимались на высоту четырехэтажного дома. Это придавало новому стадиону сходство с Колизеем, хотя мало кто мог оценить это в молодом государстве рабочих и крестьян.
Под крылом всесильного НКВД
Для понимания стоит сказать, что «Динамо» было весьма авторитетным обществом, находящимся под опекой грозной структуры – ОГПУ, а потом НКВД. Почетным председателем общества «Динамо» в первые годы его существования считался Феликс Дзержинский.
Много позже, при преобразованиях НКВД и преемников этой структуры общество «Динамо» сохранило свою ведомственную принадлежность к органам внутренних дел и госбезопасности. Из ведомственной принадлежности вытекает и особая любовь общества «Динамо» к футболу – любимому виду спорта чекистов. Известно, что именно они создали в 20-е годы несколько успешных футбольных коллективов, собравших способных игроков и участвовавших в первенствах среди команд частей и соединений.
Даже проектировщиком стадиона Динамо стал орденоносец и почетный чекист Аркадий Лангман – тот самый, который строил знаменитое здание НКВД на Лубянке, а позже – дом Совета труда и обороны в Охотном ряду – тот, в котором сейчас находится Государственная дума РФ.
И хотя к Всесоюзной спартакиаде стадион все же не успели достроить до конца, он все равно принял в своих стенах и масштабный спортивный праздник, и десятки тысяч зрителей.
Как менялся и рос стадион «Динамо»?
К спартакиаде возвели три бетонные трибуны на 25 тысяч зрителей, поднявшиеся на высоту 16 метров. Под трибунами находились раздевалки и душевые для спортсменов. Остальная часть стадиона еще оставалась в строительных лесах. Это зафиксировано на фотографиях того времени.
Во Всесоюзной спартакиаде приняли участие свыше семи тысяч спортсменов, среди них более шестисот приехали из-за рубежа.
Позже, когда все строительные работы завершились, на новом стадионе тренировались тысячи спортсменов самых разных видов спорта. На нем занимались бегуны, гимнасты, баскетболисты, теннисисты, велосипедисты, боксеры и борцы. Но фаворитами и настоящими хозяевами стадиона были, конечно, футболисты общества Динамо.
И это еще не все. Под трибунами стадиона были оборудованы гимнастические и тяжелоатлетические залы, а также гребной бассейн.
Еще через два года появился первый зимний теннисный корт и Малая спортивная арена. Был благоустроен и парк вокруг стадиона, который к тому времени уже занимал площадь в 40 гектаров. Стадион стал целым спортивным городом и гордостью Москвы.
«Место, где зарождалась дружба и любовь»: стадион как средоточие московской жизни
В послевоенной Москве стадион «Динамо» стал символом возвращения к мирной жизни. Уже 3 июня 1945 года на нем состоялся первый послевоенный футбольный матч, а через год прошел 1-й физкультурный парад, который до этого проходил на Красной площади.
50-е годы стали временем футбольного бума, когда после войны, утрат и лишений народу так хотелось мирных спортивных зрелищ. В дни футбольных матчей и спортивных праздников на стадион «Динамо» съезжалась вся Москва.
Реконструкции стадиона происходили еще неоднократно – в 1957, 1971, 1977-1979 годах. Появлялись все новые спортивные объекты, включая плавательный бассейн и крытый каток.
Москвичи того времени хорошо знали, что «Динамо» – это не только спорт. Это место встреч, расставаний, горячих споров. Многие здесь знакомились, тут рождались дружбы на всю жизнь, любовь, семьи. Знаменитый стадион стал частью жизни Москвы и нескольких поколений москвичей.
После открытия стадиона «Лужники» в 1956 году «Динамо» перестал считаться главным спортивным комплексом Москвы. Но в нем все равно проходили крупные соревнования по многим видам спорта, включая чемпионаты мира и Европы.
Последняя реконструкция стадиона была проведена в 1977-1979 годах, когда стадион готовили к Олимпиаде-80. Были обновлены трибуны и подтрибунные помещения, над стадионом были установлены четыре высокие мачты с мощными прожекторами. Яркий свет позволял проводить матчи до глубокой ночи и вести со стадиона телетрансляции в цветном изображении.
Также на территории Петровского парка были введены в эксплуатацию собственная гостиница, футбольно-легкоатлетический манеж, гимнастический зал, каток с искусственным льдом, открытые бассейны. В результате стадион стал одной из основных площадок Олимпиады-80 – он принял футбольный турнир.
В 1998 году стадион прошел плановую реконструкцию: поле было оборудовано подогревом, а на трибунах установлены пластиковые сиденья. В том же году на знаменитом стадионе прошли первые в истории Всемирные юношеские игры.
В 2008 году стадион закрылся на самую масштабную реконструкцию в своей истории. Он был фактически заново перестроен. Сейчас он служит домашней ареной для футбольного и хоккейного клуба «Динамо». Это современный стадион, который отвечает всем мировым стандартам для спортивных сооружений. Вместимость арены во время футбольных матчей составляет более 26 тысяч человек, во время концертов – до 33 тысяч человек. После реконструкции был открыт также музей «Динамо».
Сегодня Центральный стадион «Динамо» носит имя легендарного игрока «Динамо», лучшего голкипера XX века Льва Яшина.