on air preview
Прямой эфир
КУЛЬТУРА

Тайны «Звезды пленительного счастья». К юбилею Игоря Костолевского

Россия, Москва 10/09/2023 — 14:45
Тайны «Звезды пленительного счастья». К юбилею Игоря Костолевского
Фото: Мудрац Александра\ТАСС
Тайны «Звезды пленительного счастья». К юбилею Игоря Костолевского
Фото: Мудрац Александра\ТАСС
Тайны «Звезды пленительного счастья». К юбилею Игоря Костолевского
Фото: Мудрац Александра\ТАСС

«Сынок большого начальника» Милосердова в сингапурском пиджаке из картины Эльдара Рязанова «Гараж» – одна из самых известных киноролей Игоря Костолевского, хотя и эпизодическая. Мальчик, родившийся с золотой ложкой во рту, вальяжный, привлекательный, интеллигентный, хорошо образованный – во многом это и про Игоря Матвеевича, который появился на свет в семье большого начальника из Министерства внешней торговли СССР и имел возможность неторопливых поисков себя. Науке он предпочел актерство и, провалившись на вступительных экзаменах в школу-студию МХАТ, сумел поступить в ГИТИС, который окончил в числе трех лучших выпускников.

Костолевский всегда ставил во главу угла театр – знаменитую московскую «Маяковку», однако достиг большого успеха и в кино. Кинорежиссеры оценили его интеллигентный и располагающий к себе образ, и хорошие роли не заставили себя ждать. Среди первых киноролей оказались студент-романтик Миша из «…А зори здесь тихие» Станислава Ростоцкого, дворянин Гагин в тургеневской «Асе» Иосифа Хейфица, учитель космографии в «Безымянной звезде» Михаила Козакова. Во многом своим быстрым успехом Костолевский обязан Владимиру Мотылю, мечтавшему снять фильм о декабристах и рискнувшему предложить молодому актеру одну из центральных ролей. В день юбилея Игоря Матвеевича рассказываем, как снимали картину «Звезда пленительного счастья».

Начать стоит с семейной истории Владимира Мотыля, отец которого, польский политэмигрант, в 1930-х был обвинен в шпионаже и сослан на Соловки. За ним последовала жена с трехлетним сыном, которая приехала в Медвежьегорск, чтобы хоть на минуту увидеться с мужем – эта история стала прообразом несостоявшейся встречи Полины Гебль с Иваном Анненковым перед отправкой на каторгу. Отец режиссера сгинул на Соловках, а мать сослали на Северный Урал, там она работала воспитательницей в колонии для малолетних преступников.


В итоге Мотыль пригласил на роль модистки 23-летнюю обаятельную красавицу Эву Шикульску. Как и для Костолевского, для карьеры Эвы роль в «Звезде пленительного счастья» стала трамплином – она и до этого активно снималась в кино, но ей еще никогда не предлагали такого глубокого и драматичного образа. После выхода фильма Владимира Мотыля актриса на родине стала звездой первой величины.

«Роль Полины Гебль для меня – дар судьбы, – говорила Шикульска в интервью. – У меня с этим фильмом связаны лучшие воспоминания жизни. В России я встречала мудрых, фантастически талантливых людей. Я работала на «Ленфильме» с лучшими актерами и никогда не чувствовала себя в России туристкой и иностранкой».

Между Костолевским и Шикульской возникла взаимная симпатия, и годы спустя они с теплотой вспоминают работу над «Звездой пленительного счастья». Польскую актрису, оказавшуюся в чужой стране среди незнакомых людей, окружили вниманием, а поскольку съемки длились долго, она успела осмотреть весь Ленинград и немного Сибирь. Например, сцену венчания Анненкова и Полины, ставшей после замужества Прасковьей Анненковой, снимали в старинной церкви деревни Листвянки под Иркутском – в том самом месте, где декабрист на самом деле венчался со своей избранницей.

Василия Ливанова Мотыль пригласил на роль императора Николая I. Любопытно, что этого же императора играл его отец Борис Николаевич Ливанов. Как рассказывал Василий Борисович, его кандидатуру предложил Олег Стриженов, причем для утверждения режиссеру оказалось достаточно только фотопробы. Ливанов впоследствии признавался, что не очень доволен созданным образом.

«Не знаю, от кого пошла эта традиция, но она была очень устойчива в советском кино: Николай I игрался таким идолом, манекеном, болваном, в общем, который не говорил, а вещал какие-то глупости. «Николай Палкин». Здесь в сценарии все-таки был материал, который давал возможность сыграть живого человека с характеристикой пусть и скорее отрицательной, чем положительной. Но тем не менее живого, которого можно понять. Это была моя личная, индивидуальная задача», – комментировал свою роль Василий Борисович.

Помимо прочих достоинств Ливанов прекрасно умел управляться с лошадью. Актер рассказывал, что «вырос на Первом московском конном заводе» и с 15 лет пас табун из 240 голов, поэтому необходимость сниматься в седле не составила для него никакого труда, тем более что выделили Ливанову красивого, но старого жеребца из Ленинградского зоопарка.
Однажды актерская харизма Василия Борисовича помогла Владимиру Мотылю решить вопрос со съемкой в Зимнем дворце. В те времена получить разрешение на работу в бывшей зимней резиденции русских императоров было очень сложно, но Мотыль добился у директора Эрмитажа Михаила Пиотровского двух часов съемок, с 8 до 10 утра. К 10 часам, когда музей уже открывался для посетителей, закончить не успели – режиссер решил снова пойти к Пиотровскому и взял с собой Ливанова прямо в костюме государя. Вот как актер описывал следующую сцену:

«Мы сели, и Мотыль сразу же стал объяснять, что мы не успели, что картина имеет огромное значение… Пиотровский сказал: «Ни в коем случае! Я вообще пошел на преступление, что разрешил вам снимать эти два часа. Думаю, у меня будут неприятности из-за вас!» Мотыль стал убеждать, но директор оставался непреклонен. Повисла пауза. И я, просто для очистки совести, решил сказать: «Борис Борисович!..» Тот метнул в меня взгляд из-под блестящих стекол очков и сказал: «...Но я не могу отказать государю в его доме!»

Тайны «Звезды пленительного счастья». К юбилею Игоря Костолевского

В 1972 году на большой экран вышел фильм «Солярис» Андрея Тарковского, одним из его открытий стала молодая актриса Наталья Бондарчук (дочь Сергея Бондарчука и Инны Макаровой), сыгравшая Хари. Через пару лет судьба подарила ей еще одну выдающуюся роль – в «Звезде пленительного счастья» Владимира Мотыля. Между актрисой и ее персонажем, княгиней Марией Волконской, было внешнее сходство. Кроме того, как оказалось, ее любимым женским образом с детства была именно жена князя Сергея Волконского.

«Дело в том, что еще в 11 лет в мою детскую руку легла голубенькая книжка «Записки Марии Волконской», которую подарила мне моя тетушка Нина Владимировна Макарова. Судьба Волконской так увлекла меня, что книга стала талисманом на всю жизнь», – объясняла Бондарчук.

Алексей Баталов, к тому моменту уже много лет кинозвезда в СССР («Летят журавли», «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой», «Бег» и др.) на съемках картины Мотыля пострадал в сцене гражданской казни. Над головой его героя, князя Сергея Трубецкого, ломают шпагу. То ли ее плохо подпилили, то ли ошибся игравший экзекутора актер, но шпагу о голову Баталова сломали по-настоящему. В картину взяли именно этот дубль – кровь по лицу «Трубецкого» течет не бутафорская, а самая настоящая. Потом актера повезли зашивать рану.

«Но самое интересное, что потом наши консультанты-историки с восторгом говорили о фантастической точности этого эпизода. Оказывается, сохранились свидетельства, согласно которым 150 лет назад во время гражданской казни Трубецкого произошло буквально то же самое и точно так же из рассеченной головы текла кровь», – утверждал Алексей Владимирович.

Роль декабриста для Баталова стала прекрасной возможностью избавиться от прилепившегося к нему после первых нашумевших ролей типажа, как он говорил, «появиться на экране не клепальщиком, не шофером, не солдатом, а князем Трубецким».

Мистическим образом судьбы персонажей переплелись с судьбами актеров «Звезды пленительного счастья». Много лет спустя Игорь Костолевский, как и его герой Иван Анненков, женился на француженке. Почти 20 лет актер прожил с актрисой Театра имени Маяковского Еленой Романовой, пока не встретил французскую актрису Консуэло де Авиланд. Родившаяся в Нью-Йорке Консуэло с детства была увлечена русской культурой и говорила маме, что когда-нибудь выйдет замуж за декабриста. Она приняла православие с именем Евдокия, в шутку называет себя Дусей Костолевской и ради Игоря Матвеевича рассталась с актерской профессией, став музой и главной любовью его жизни.

Последние новости

    Поделиться:

    Последние новости