Памяти Энвера Мамедова, мистера Икс советского телевидения
Ушел из жизни Энвер Мамедов. Фронтовик, дипломат, переводчик и уникальный журналист, которого называли «мистер Икс советского телевидения». Он был одним из создателей советского ТВ, при этом в архивах этого ТВ его не найти. Интервью с ним за всю его жизнь можно по пальцам пересчитать. Тут не только в скромности дело.
«Настоящие журналисты, которые любят свое дело, не любят, чтобы о них писали. Поэтому жизнь их остается в тех трудах, которые они совершили», – говорил Энвер Мамедов.
Мамедов мог бы стать великим разведчиком, переводчиком или известным дипломатом. Он не только участник войны. Он человек, обеспечивший возмездие нацистским главарям на Нюрнбергском процессе в 1945-м. Главного свидетеля Фридриха фон Паулюса с 1943 года считали мертвым. Фельдмаршала тайно доставили в зал суда. Сопровождал его молодой советский переводчик, лейтенант Энвер Мамедов.
Благодаря Мамедову на советских экранах появились «В мире животных», «Утренняя почта», «Международная панорама» и «Очевидное – невероятное». Именно при нем пережили свои самые звездные времена такие проекты, как «Кабачок 13 стульев» и «Вокруг смеха». Удачным получилось и интеллектуальное казино «Что, где, когда» – новый уникальный формат, когда простая советская пенсионерка в прямом эфире могла профессора экзаменовать, а потом еще и ценный приз за каверзный вопрос получить.
Первый заместитель Гостелерадио был инициатором прямых спортивных трансляций. Телевизионная версия Олимпиады-80 стала каноном освещения Олимпийских игр для всего мира. При нем телепремьера стала такой же престижной, как и кинопоказ. «Вечный зов», «Тени исчезают в полдень», например. Гостелерадио становится заказчиком художественных фильмов и сериалов. Творческое объединение «Экран» – тоже отчасти его проект.
«17 мгновений весны» – это его детище. Это только его забота, его защита. Не хотели пропускать этот фильм на экраны, потому что говорили, что вы там наснимали. Это какие умные немцы. Что вы делаете?» – рассказала журналист, писатель Надежда Исмаилова.
Мамедов кино отстоял. Там нацистская верхушка такая, какую он запомнил на допросах Нюрнберга: умный, хитрый и опасный враг.
«Второй случай, когда «Мосфильм» запускал «Иронию судьбы» Рязанова. Они тоже были против и даже закрыли эту картину. Рязанов обратился к Энверу Мамедову», – добавила Надежда Исмаилова.
Вновь Мамедов смог объяснить товарищам из ЦК, почему советскому зрителю нужно такое кино. Он ведь дипломат, он умел убеждать. Премьера «Иронии судьбы» была на телеэкране.
Отказывать у него тоже получалось. Например, самой Софи Лорен. Та мечтала сняться в «Анне Карениной», но Энвер Назимович объяснил, что русские женщины не простят. В итоге лента вышла на экраны с Татьяной Самойловой в главной роли.
В разгар горбачевской перестройки, когда ветер гласности еще не грозил стать ураганом вседозволенности, Энвер Мамедов ушел с телевидения по собственному желанию и вернулся в свое родное АПН, а ныне РИА «Новости», где работал консультантом и советником главного редактора.