«Проклятые партизаны приходят каждую ночь»: как в ходе операции «Концерт» советские подрывники остановили немцев на Днепре?
Осень 1943 года – один из самых насыщенных периодов Великой Отечественной войны, ознаменованный резкой сменой настроений по обе стороны линии фронта. Позади – триумф советских войск под Сталинградом и разгром группы армий «Центр» на Курской дуге, обеспечивший долгожданный перелом в войне в пользу Советов и их союзников. Освобождены от захватчиков Орел, Белгород, Курск, Харьков, Киев, разгромлены самые отборные немецкие группировки. А главное – безнадежно подорван боевой дух солдат рейха и их вера в собственное командование, чей блицкриг оказался лишь плодом неуемных амбиций фюрера.
Но война еще не окончена, и как никогда важную роль в приближении победы играют партизаны. Ровно 80 лет назад, 19 сентября 1943 года, началась масштабная партизанская операция под кодовым названием «Концерт». Она стала продолжением знаковой операции «Рельсовая война», в ходе которой советским партизанам удалось сорвать значительный объем поставок оружия и провианта для немецких войск. Однако впереди диверсантов ждала еще более сложная задача.
В процессе «Рельсовой войны» советскими бойцами было подорвано порядка 215 тысяч рельсов. В результате поставки немецкого вооружения и провизии сократились на 35-40%. 19 сентября 1943 года подрывная деятельность партизан перешла в новую фазу: предстояло подорвать 272 тысячи рельсов, из которых 140 тысяч располагались на территории Беларуси.
Подготовку операции осуществлял Центральный штаб партизанского движения (ЦШПД) во главе с генерал-лейтенантом Пантелеймоном Пономаренко. Главной целью операции, получившей кодовое название «Концерт», был подрыв железнодорожных путей и вражеских эшелонов, а также вывод из строя средств связи, систем водоснабжения и других коммуникаций противника – словом, нанесение максимального урона транспортной инфраструктуре немцев. Планировалось вывести из строя большие участки железной дороги в тылу восточного фронта немецких войск от Карелии до Крыма, тем самым затруднив перевозки войск, боеприпасов и техники на территории Беларуси, Украины, Прибалтики, а также Ленинградской и Смоленской областей.
Партизан массово обучали основам подрывной деятельности. На территории, находившейся под контролем Черниговско-Волынского партизанского формирования, для этого был создан целый учебный полигон. Он представлял собой участок железной дороги длиной 300 метров, оснащенный оборонительными сооружениями. Здесь минеры и подрывники круглыми сутками оттачивали свое опасное мастерство.
Наконец настал решающий день атаки. Дата 19 сентября была выбрана неспроста: именно к этому времени передовые части РККА должны были приступить к форсированию Днепра, Припяти и Десны. Однако в планы партизанского командования вмешалась погода. Дело в том, что для успешного исхода операции необходимо было доставить белорусским партизанам 120 тонн взрывчатки и других грузов, калининским и ленинградским – по 20 тонн соответственно. Но из-за ухудшившихся метеоусловий советская авиация не успела доставить весь груз в срок. Поэтому основные силы диверсантов выступили лишь 25 сентября.
И все же часть партизан, еще до выхода новой директивы, выдвинулась на позиции в ночь на 19 сентября. Немцы, сосредоточившие все внимание на отпоре Красной армии близ Днепра, явно не ожидали такого удара по тылу. Посреди ночи со всех сторон загрохотали взрывы, десятки эшелонов летели под откос, охваченные огнем.
Одни только белорусские партизаны в ночь на 19 сентября подорвали почти 20 тысяч рельсов и вывели из строя порядка 130 километров железнодорожного полотна.
Но действия партизан не ограничивались одними лишь диверсиями. К примеру, бойцам черниговского отряда «За Родину», действовавшим между Десной и Днепром, было поручено захватить переправы и плацдармы на берегах этих рек и удерживать их. В итоге партизанам удалось отбить все контратаки врага и дождаться подхода советских частей. Контрнаступление нацистов в районе Днепра было парализовано. Вот что впоследствии писал об этом генерал пехоты Курт фон Типпельскирх:
Подрывы на железных дорогах продолжались и в октябре. В общей сложности в ходе операции «Концерт» было подорвано свыше 148 500 рельсов. И, хотя не все ее цели были достигнуты, результаты, безусловно, сыграли заметную роль в приближении победы СССР.
Атакам подверглись дороги не только на востоке захваченной немцами территории, но также на западе Беларуси, в Прибалтике и Карелии. Всего в ходе «Рельсовой войны» и операции «Концерт» с 22 июля по октябрь 1943 года было подорвано более 360 тысяч рельсов, или 2270 километров одноколейного железнодорожного пути. Чтобы восполнить дефицит в рельсах, немцы делали из двухпутных участков путей однопутные, сваривали перебитые рельсы и даже ввозили их из Польши и Чехословакии. Но партизаны не давали врагу передышки, вновь и вновь уничтожая отремонтированные участки. Для охраны дорог гитлеровцам приходилось вызывать из Германии специальные батальоны, снимать части с фронта.
Помимо материального ущерба, деятельность советских партизан нанесла врагу тяжелый психологический урон. Так, немецкие солдаты в письмах рассказывали, что не могут спать, потому что «эти проклятые партизаны приходят каждую ночь». Моральный дух бойцов рейха был сломлен, что сыграло на руку советскому наступлению.
Многие военные эксперты сходятся в том, что ущерб от действий советских подпольщиков в операциях «Рельсовая война» и «Концерт» в 11 раз превзошел ущерб, который за тот же период нанесла советскому тылу немецкая авиация. Напомним, что люфтваффе сбросили на советские железные дороги более 10 тысяч авиабомб.