«Африканские страсти» в романе, кино и реальности: кем на самом деле был арап Петра Великого?
«Будь этот роман кончен так же хорошо, как начат, мы имели бы превосходный исторический русский роман, изображающий нравы величайшей эпохи русской истории», – так критик В. Г. Белинский отозвался об одном из самых недооцененных произведений Пушкина, которое поэту так и не удалось завершить. Работу над романом «Арап Петра Великого» Александр Сергеевич начал 31 июля 1827 года в Михайловском. Это место, где поэт, по его собственному признанию, был очарован «сельской жизнью», а годы Михайловской ссылки (1824 – 1826 гг.) стали для Пушкина одними из самых плодотворных в творчестве. Уже через месяц после возвращения в Москву, куда опального литератора вызвал сам Николай I, его вновь потянуло назад, в родительское имение. Поэт вернулся «вольным в покинутую тюрьму» и тут же начал работу над новым романом. Правда, при жизни автора были напечатаны лишь несколько избранных глав, объединенных под общим названием «Арап Петра Великого». Последние правки в рукописи Пушкин сделал в сентябре 1836-го – за полгода до своей смерти.
Уже после смерти его неоконченная рукопись стала кочевать по светским салонам и была хорошо принята читателями. К примеру, сохранилось письмо дочери писателя Николая Карамзина, Софьи, которая была хозяйкой популярного в 1840-х петербургского литературного салона. В нем она пишет сыну: «На днях Жуковский читал нам роман Пушкина, восхитительный: «Ибрагим, царский Арап». Этот негр так обворожителен, что ничуть не удивляешься страсти, внушенной им к себе даже даме двора регента; многие черты характера и даже его наружности скалькированы с самого Пушкина» (письмо от 13 апреля 1837 года).
Интерес к судьбе придворного мавра оказался настолько силен, что об этой истории вспомнили спустя четыре века. 6 декабря 1976 года на экраны советских кинотеатров вышел фильм «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». Так как закончить роман Пушкин не успел, режиссеру Александру Митте пришлось самому додумывать сюжет. В его интерпретации Ганнибал – преданный сподвижник царя, образцовый офицер и любимец женщин, которые, однако, воспринимают его как экзотическую игрушку, что заставляет мавра чувствовать себя несчастным и одиноким. Все меняет встреча с юной Наташей – дочерью боярина Гаврилы Афанасьевича Ржевского. Ганнибал танцует с ней на балу, Петр замечает это и решает, что девица станет отличной женой для его крестника. Но проницательный Ганнибал быстро понимает, что его внешность пугает и отталкивает Наташу. Более того, ему кажется, что она влюблена в его приятеля Говорова. Арап отвергает предложение царя о женитьбе, за что попадает в немилость. Тогда Ганнибал решает сам устроить счастье «влюбленных». Но все оказывается совсем не так, как он представлял...
Как нетрудно догадаться, в истории о Ганнибале – три разных реальности: экранная, пушкинская и та, которая была на самом деле. Возможно, если сравнить их все, мы получим нечто приближенное к истине.
Турецкий плен, жизнь в России и загадочное слово ‘’fummo’’: тайна происхождения Ганнибала
В отличие от других светских дам, для которых «придворный негр» представлял собой диковинную игрушку, созданную лишь для плотских утех и прочих увеселений, графиня обращалась с Ибрагимом как с равным. Вскоре она обнаружила, что он ей даже симпатичен, а сам мавр, как бы он тому ни противился, по уши влюбился в красавицу. Между ними начался роман. Как это обыкновенно бывает, такие вещи сложно утаить, тем более что влюбленные были у всех на виду: Ибрагим танцевал с графиней на каждом балу, был вхож в ее дом, и иногда они даже проводили вечера втроем – мавр, графиня и граф.
Быть объектом слухов и насмешек графиня не привыкла, это заставляло ее страдать и омрачало счастливые минуты, проведенные с возлюбленным. Еще больше дело усугубило, как пишет Пушкин, «следствие неосторожной любви». Ребенок от мавра никак не входил в планы графини, поэтому, когда малыш появился на свет (он родился темнокожим), его подменили на другого. По крайней мере, такую версию излагает в своем романе Пушкин. У Александра Митты, как вы помните, все иначе: граф врывается в покои роженицы, видит там черного, как смоль, ребенка и тут же сталкивается со своим обидчиком – Ибрагим также явился в дом графини и ждал ее разрешения. Завязывается дуэль, в ходе которой Ибрагим убивает оппонента. Следующая сцена: заплаканная графиня, склонясь над туалетным столиком, пишет любовнику прощальное письмо. Ибрагим уезжает в Россию и больше никогда не возвращается во Францию.
Наскоро собравшись, Ибрагим начеркал графине прощальную записку и отправился в путь. К его великому удивлению, на переправе в Красном Селе, куда он прибыл на семнадцатый день своего путешествия, его встретил сам царь.
«Государь выехал к нему навстречу и благословил образом Петра и Павла, который хранился у его сыновей, но которого я не мог уж отыскать. Государь пожаловал Ганибала в бомбардирскую роту Преображенского полка капитан-лейтенантом. Известно, что сам Петр был ее капитаном. Это было в 1722 году», – пишет Пушкин.
«Валериан, жизнь моя, спаси меня!» Кого на самом деле любила Наташа?
В Петербурге Ибрагим с головой погружается в работу и постепенно отвлекается от терзающих его мыслей. Жизнь идет своим чередом, пока в столицу из Парижа не приезжает молодой приятель Ганнибала, щегол и франт Иван Корсаков. Он привозит другу письмо от графини D., мимоходом сообщая, что та уже нашла утешение в объятьях нового любовника. Ибрагим раздавлен этой новостью, но не успевает толком предаться горю: Корсаков уговаривает товарища сопроводить его на ассамблею. Там-то наш герой знакомится с главной героиней фильма Митты – Натальей Гавриловной Ржевской.
Описывая эту девушку, Пушкин рисует нам образ прелестный и невинный: «Ей было около шестнадцати лет, она была одета богато, но со вкусом <...> Она была воспитана по-старинному, то есть окружена мамушками, нянюшками, подружками и сенными девушками, шила золотом и не знала грамоты; отец ее, несмотря на отвращение свое от всего заморского, не мог противиться ее желанию учиться пляскам немецким у пленного шведского офицера, живущего в их доме <...> Наталья Гавриловна славилась на ассамблеях лучшею танцовщицей» и т.д. Красоту и грациозность Наташи отмечают все окружающие, включая самого Петра: «Ты час от часу хорошеешь», – говорит государь, когда является сватать девушку.
И в фильме, и в романе названным женихом Наташи становится Ибрагим – таково царское веление. Только если Митта решил превратить свой сказ об арапе в мелодраму с хэппи-эндом (в конце Наташа все-таки влюбляется в Ганнибала и сама просит взять ее в жены), то Пушкин, скорее всего, собирался поступить иначе. Вернее, счастливый конец со свадьбой, может, и намечался, только под венец Наталью должен был вести не Ибрагим. Обратите внимание на этот фрагмент романа:
Кто же этот загадочный Валериан, которым бредила Наталья? По ходу действия выясняется, что это некий юноша, стрелецкий сын, который в детстве воспитывался в доме Гаврилы Афанасьевича и к которому, судя по всему, Наташа испытывает более чем сестринскую нежность. На момент разворачивающихся событий Валериан находится на военной службе, уже два года от него не было вестей. Но бедная Наташа, как видно, до сих пор любит и ждет его. А дальше – самое интересное.
Роман обрывается на моменте, когда в каморку танцмейстера в доме Ржевских входит «молодой человек высокого росту, в мундире». Густав Адамович сперва не узнает его, но потом всматривается пристальнее и бросается обнимать. Уже догадались, кто этот загадочный визитер?
Как бы то ни было, финалы у советской киноленты и пушкинской истории наверняка бы разнились. Но любопытнее всего – действительность. Вот что произошло с Ибрагимом на самом деле.
«Бил несчастную смертельными побоями»: жена-изменница и незаконный брак
Так или иначе мавр узнал о неверности жены и подал на нее в суд (тогда это было нормальной практикой). Евдокию заключили в тюрьму, где она провела без малого 11 лет. Сохранились материалы их бракоразводного процесса, из которых следует, что арап «бил несчастную смертельными побоями необычно» и много лет держал ее «под караулом» почти без еды.
Ганнибал, впрочем, не сильно печалился о судьбе своей неверной супруги. Пока она находилась под арестом, арап женился повторно – его избранницей стала дочь капитана Перновского полка в Ревеле, Христина-Регина фон Шеберг. Их брак был заключен в 1736 году. Причем Ганнибал обманул суд, заявив, что уже развелся, а в качестве доказательства представил постановление о наказании за прелюбодеяние. Официально их брак был расторгнут лишь в 1753 году. Евдокия успела родить еще одного ребенка (девочка умерла во младенчестве) и провела остаток своих дней в женском монастыре. Ганнибал отделался лишь штрафом, второй его брак суд признал законным.
Христина, как пишет Пушкин, родила мужу «множество черных детей обоего пола». Всего у Ганнибала было 11 отпрысков, но до взрослого возраста дожили девять: сыновья Иван, Петр, Осип, Исаак и дочери Елизавета, Анна и Софья. Третий сын Осип как раз и был тем, кто соединил древо Ганнибалов с древом Пушкиных.
Интересно, что дочь Осипа Абрамовича и Марьи Алексеевны, Надежда, также связала свою судьбу с потомком рода Пушкиных – 28 сентября 1796 года состоялась ее свадьба с Сергеем Львовичем Пушкиным. Этот брак, вопреки злому року семьи Ганнибалов, оказался счастливым: супруги счастливо прожили 40 лет и произвели на свет восьмерых детей. Среди них – светило русской поэзии, Александр Сергеевич Пушкин.