Зараз не съесть: груши весом до килограмма выращивает фермер из Кабардино-Балкарии
Александр Стерлёв буквально влюблен в грушу. На своем экспериментальном участке фермер выводит новые сорта этой культуры и совершенствует технологии выращивания. За это его даже прозвали кавказским Мичуриным.
«Это прозвище я присвоил себе не сам, а люди. По аналогии, если ты быстро ездишь, то сразу становишься Шумахером. Если ты одноглазый, то сразу становишься снайпером. Если ты разбираешься в садоводстве на уровень больше, чем другие, тебя сразу называют Мичуриным. Но в меру своих сил и знаний стараюсь имя Ивана Владимировича Мичурина лишний раз подчеркнуть. Потому что это был ученый мирового уровня. Поэтому чувство гордости, что ношу такое прозвище, у меня тоже есть», – признается фермер-подвижник Александр Стерлёв.
В саду Александра Денисовича есть даже сорт, который называют опасным. Если во время сбора урожая такая груша упадет на голову – мало не покажется. И это не шутки. Плоды вырастают весом до килограмма. Но эту проблему фермер уже решил. Фрукты на дереве должны располагаться не выше уровня лица. А чтобы плоды вырастали сочнее, вкуснее, больше и урожайнее, да так, чтобы не менее 50-60 тонн с одного гектара, Александр Денисович улучшает уже известные сорта груши и выводит новые.
Дело в том, что выращивать грушу гораздо сложнее, чем яблоки. Культура считается капризной. Плоды подвержены так называемому бактериальному ожогу, а отечественный опыт возделывания почти утерян. Поэтому своим трудом фермер хочет уберечь начинающих садоводов от непоправимых ошибок. Климат Юга России совсем не подходит для популярных европейских сортов груши.
«Многие наши садоводы пытаются вырастить ассортимент груши такой же, как на прилавках магазинов. Но они абсолютно не задумываются о том, что эти сорта для наших условий непригодны, – объясняет фермер. – У нас слишком низкие температуры, чтобы получать на них товарный урожай. Никому же в голову не приходит выращивать у нас бананы. А грушу берут европейскую, не соизмеряя с тем, что это совершенно разный климат. Особенно Северная Европа: Голландия, Бельгия, Польша. Сорта оттуда механически переносят к нам и терпят на этом полную неудачу.
При урожайности 40 тонн с гектара и выше получаемая прибыль намного выше, чем у яблони. При правильной подборке сортов можно на таких сортах, как «Киргизская зимняя», «Талгарская красавица», получать товарные, имеющие коммерческий спрос плоды с урожайностью в 50-60 тонн с гектара. Что позволит резко наполнить наш рынок. Поэтому призываю всех садоводов: занимайтесь грушей!»
Своим опытом фермер готов делиться со всеми желающими. За консультацией к нему обращаются садоводы со всего Юга России и других регионов. Денег Александр Денисович за это не берет – считает себя подвижником разведения груши. Кто первым начнет и отложит в сторону вопросы боязни, тот и будет победителем, уверен Александр Стерлёв.
Сейчас фермер испытывает ранний сорт груши. Вкус десерта, надеется он, будет изысканным и аристократичным. А собственный сорт груши садовод назвал по имени жены – «Зульфира».
Фото: Дмитрий Демьяненко, Евгений Шогенов