«Я плакал, когда что-то не получалось»: Джамбулат Магомедов – о том, как «Лезгинка» ломает стереотипы и создает шедевры
«Я с работы приходил в 10-11 вечера. Я плакал на работе. Не получалось! А когда что-то получалось, то становился самым счастливым человеком на свете. Первый балет в истории Дагестана был создан на базе ансамбля «Лезгинка». И здесь было очень много препятствий. Говорили: «Да что такое? «Лезгинка» это неподготовленный коллектив! Где балеруны, где балерины?» А мы его сделали! И он был прекрасным! И народ его принял», – рассказывает Джамбулат Магомедов, заслуженный деятель искусств РФ, генеральный директор Государственного академического заслуженного ансамбля танца Дагестана «Лезгинка».
Бывало, в ансамбле зарплату не платили месяцами, рассказывает Джамбулат Магомедов. «До меня даже были артисты, которые брали отпуск без содержания и выезжали в регионы – резать кирпичи, заниматься строительством. Все ради того, чтобы заработать денег. После этого возвращались измотанные, с перебитыми руками и дальше продолжали танцевать», – говорит генеральный директор Государственного академического заслуженного ансамбля танца Дагестана «Лезгинка».
Однажды, по его словам, внутри ансамбля произошел конфликт. «Дошло до потасовки между артистами коллектива во время гастролей за границей. Тогда все это было очень строго, и ансамбль мог стать невыездным. И я бросил все свои дела, начал бегать с ним по Москве, пытаясь решить эту проблему. Чиновники тогда пошли навстречу и у нас все получилось. А мы с Иосифом Матаевым подружились. Я решил, что на этом все закончилось. А он говорит, вот такой нужен директор «Лезгинке». Иосиф поговорил с моей матерью. Моя мама, Фазу Алиева – известная советская поэтесса, к мнению которой я очень прислушивался. Иосиф также поговорил с моими братьями. В итоге со мной очень обстоятельно поговорила семья. И я решил все-таки стать директором ансамбля «Лезгинка», – вспоминает заслуженный деятель искусств РФ.
«Я выехал в Москву, в моем сердце память выдающегося планетарного хореографа Игоря Александровича Моисеева. Пообщался с ним, получил от него много советов, он очень тепло ко мне относился, Царствие ему небесное. Проехал 8 пунктов для развития ансамбля «Лезгинка». Очень благодарен руководству республики того времени, и в последующем – они все поддерживали меня и сам коллектив. Из восьми пунктов поддержали самые основные – 5. Это открытие детской студии, пошив новых костюмов. Костюмы, когда я увидел, ахнул. Ветхие, заклеенные прозрачным скотчем… В этих костюмах работал всемирно известный коллектив. Тогда вообще была всеобщая девальвация искусства. Тогда не только «Лезгинка», не только кавказский коллектив, это получается 91-й, 92-й, 93-й годы, они были тяжелейшие. Мы сшили новые костюмы, мы добились денег, которые пошли на развитие ансамбля. И коллектив, за что я ему благодарен, мне поверил. Я сказал: «Ребята, нам будет очень тяжело, но мы должны пройти этот путь», – вспоминает генеральный директор Государственного академического заслуженного ансамбля танца Дагестана «Лезгинка».
По словам Джамбулата Магомедова, он всегда был человеком дисциплины. «Я наладил ее так, чтобы никто не опаздывал. Ввел систему штрафов, поощрение за хорошее выступление. У меня была целая разработка. Тем более я молодой кандидат экономических наук и все свои знания внедрял в ансамбль. Помню, тогда ушли 12 человек из ансамбля. Кто сам ушел, а кого пришлось уволить. Причем это были не последние пары по профессиональным данным. Но в душе они были пустые бунтари, люди, которые не создавали процесса единения, не сплачивали коллектив. А для меня на этот период это было важнее всего», – говорит он.
Все эти 64 года коллектив работал в бывшем клубе милиции. «И когда был конкурс, из тысячи одаренных детей мы отбирали 350-300, а могли принять 80. И эти детишки ждали, когда уйдет основной состав. Не успевали проветривать, зал не дышал, дети выходили и начинали репетировать. А что говорить остальным детям, которые тоже прошли конкурс. Как выбрать из 300 – 80? И когда ты видишь слезы детей, а тебе приходится принимать решение – это очень больно. Сейчас мы можем принять одновременно 500 детей. Специально для ансамбля «Лезгинка» построили дворец танца в самом живописном месте Дагестана. Строительство дома танца на берегу Каспийского моря поддержал президент России Владимир Путин. Новоселье коллектив отметил в свой 65-й юбилей в сентябре», – говорит генеральный директор Государственного академического заслуженного ансамбля танца Дагестана «Лезгинка».
«Мы прошли очень трудный путь. И самая большая наша заслуга – это то, что сегодня «Лезгинка» – одна большая и невероятно красивая семья. Самая интернациональная на планете. Самая искренняя, самая теплая, самая дисциплинированная», – заключил заслуженный деятель искусств РФ.