Визит президента России в ОАЭ и Саудовскую Аравию: что принесет это партнерство?
Владимир Путин посетил с рабочими визитами Объединенные Арабские Эмираты и Саудовскую Аравию. Это первая за четыре года подобная поездка президента России. Ее итоги на телеканале «МИР 24» прокомментировал политолог Дмитрий Бабич.
За один день Владимир Путин встретился сразу с двумя крупнейшими игроками на Ближнем Востоке. Визит в Абу-Даби был согласован заранее, но поездка с Эр-Рияд, по дипломатическим меркам, была просто накануне. Насколько важным, на ваш взгляд, было включить Саудовскую Аравию в график визита?
- Это очень важно и хорошо для России. Западные СМИ пыхтят от злости, ведь есть предписание Международного уголовного суда на арест Путина, а он, не обращая внимание на это, ездит по богатым, успешным странам. Оказывается, нашему президенту можно выезжать и в общающиеся с западом страны, а Саудовская Аравия много лет являлась союзником западного мира. ОАЭ – очень успешная страна не только в нефтяном плане. У нее есть очень серьезные планы выхода на безуглеродную экономику и, вполне возможно, что ОАЭ в этом плане будет успешнее многих европейских стран. Президент туда приезжает, и нет никакого намека, стеснения, как это было в Южной Африке, когда они все решали, принимать его или не принимать. Саудовская Аравия – страна, позволяющая себе многие элементы суверенитета, они не испугались и встречали Путина необыкновенными почестями. Из самолета бросали дымы в цветах российского флага в момент прибытия президента, был и почетный караул с верблюдами, что считается высшим шиком. Это показатель не просто какого-то фрондерства в отношении запада, это показатель уважения.
Я вчера смотрел это видео – по-настоящему королевский прием. Есть экспертное мнение, что союз России и стран-лидеров арабского мира может стать той силой, которая в нынешней ситуации сможет урегулировать палестино-израильский конфликт?
Вырисовывается стратегическое партнерство с дальним прицелом?
- Индия в экономическом смысле нас поддерживает, покупая нашу сырую нефть, но ведет себя достаточно жестко, свою выгоду не упускает. Китай ведет себя получше, но это прагматичная страна, и экономика там потяжелее нашей, поэтому мы относимся к этому трезво. Исламские страны нас поддерживают: через Турцию мы много экспортируем, через Арабские Эмираты много импортируем и даже можем поддерживать научные связи, в ОАЭ есть филиалы практически всех западных вузов. Со стороны стран арабского востока мы видим настоящую симпатию, уважение, встречаем не только деловой подход, но и идеологическое, человеческое понимание.
Если говорить о союзах и взаимодействии, то в будущем году и ОАЭ, и Саудовская Аравия становятся полноправными членами БРИКС, где будет председательствовать Россия?
- Это очень важный момент. При этом я напомню, что членами БРИКС становится и Эфиопия, очень важная для нас православная страна. В Латинской Америке Аргентина отказалась, но есть другие серьезные кандидаты на вступление. Еще вступают очень важные страны, в том числе Египет, наш столетний друг и страна, которая к нам относится с большой благодарностью и симпатией.
Президент Ирана прилетел в Москву на следующий день после того, как российский президент побывал на Ближнем Востоке. Эти встречи, наверное, нельзя расценивать отдельно друг от друга?
- Даже немецкое издание Die Welt, неприязненно относящееся к России, признает, что идет диалог о Газе, по ближневосточному конфликту, и этот визит иранского президента Эбрахима Раиси – продолжение того разговора, который Владимир Путин вел в Саудовской Аравии и ОАЭ. До последнего времени между Саудовской Аравией и Ираном был конфликт. Он не выливался в открытую форму, но многие опасались даже войны между ними. Этот конфликт формально урегулирован благодаря Китаю, но очевидно, что такой длинный разговор не возможен между Саудовским королем и Иранским президентом. Через Владимира Путина же им говорить можно, ему можно доверять – это очевидно по поведению всех ближневосточных лидеров, с которыми он встречался в последние дни.