Русский шансон имеет мало общего с понятием «шансон». Такое название вошло в употребление как эвфемизм, маскирующий блатной жанр, ставший особенно популярным в 1990-е годы, когда шансон зазвучал в маршрутках и на улицах, зашел на радио и телевидение, появился даже тематический фестиваль. И особенным явлением внутри этого специфического жанра стал Михаил Круг – человек, не имевший уголовного прошлого, но посвятивший себя воспеванию блатной романтики. Созданию легенды о Круге способствовал и тот факт, что музыкант был убит в зените славы – его застрелили в собственном доме в Тверской области, когда ему было всего 40 лет. MIR24.TV рассказывает историю «Владимирского централа» – самой известной песни Михаила Круга.
«Владимирский централ, ветер северный, этапом из Твери – зла немерено, лежит на сердце тяжкий груз…» – песня, посвященная переживаниям заключенного тюрьмы для особо опасных преступников во Владимире, вышла в 1998 году и была включена в альбом «Мадам». С обложки альбома игриво улыбалась обнаженная молодая женщина в красных перчатках, красной шляпке с вуалью и галстуке.
«Никто точно не знает автора, но песню-то сколько лет поют и будут петь! Вот где бессмертие! Популярность без конца!» – воскликнул Круг. Ефремов парировал: «Тогда напиши какую-нибудь «Бутырку» или «Матросскую тишину».
Незадолго до этого Леонид Ефремов прочел книгу диссидента Владимира Буковского «И возвращается ветер…», в которой описывалось пребывание автора в «крытке КГБ» – Владимирском централе. Ефремов рассказал Кругу о Владимирском специзоляторе, резюмировав, что «Владимирка» не безызвестней «Таганки» будет».
Надо сказать, что история Владимирского централа действительно интересна. Тюрьма была основана в 1783 году по приказу императрицы Екатерины II и выстроена на Владимирском тракте, по которому в дореволюционной России гнали каторжников в Сибирь и на Сахалин. В 1921 году она была преобразована в политический изолятор, а в 1948-м вошла в систему лагерей и тюрем особого назначения Министерства государственной безопасности СССР. Среди заключенных советского периода значились Василий Сталин, Павел Судоплатов, Михаил Фрунзе, Даниил Андреев, Лидия Русланова. С 1978 года отправлять политзаключенных во Владимирский централ перестали.
Полистав книгу, Круг задумался: «Я сейчас много по зонам пою, езжу. Попробую пробить «Владимирку», посмотреть надо, что к чему…». И вот «Владимирский централ» был готов, в записи приняли участие второй вокалист Тимур Щекатурин (Гордеев) и исполнитель на струнных Николай Чехов. Песня стала главным хитом Михаила Круга, а ее тайну он унес в могилу. Известно, что на похоронах музыканта присутствовал Александр Северов.