Человек-университет: как Михаил Ломоносов создал отечественное образование?
Российской академии наук исполняется 300 лет! Существенную роль в ее становлении и развитии сыграл в свое время Михаил Васильевич Ломоносов. Его активная исследовательская деятельность расширила границы таких областей знаний, как химия, геология, физика и астрономия. Он также внес большой вклад в разработку истории, языкознания и поэтики. За многочисленные открытия и заслуги в просвещении страны выдающегося эрудита прозвали «человеком-университетом». Как архангельскому крестьянину удалось создать отечественное образование, читайте в материале MIR24.TV.
«Врата учености моей»
Отец будущего ученого занимался рыболовством и охотой. Он рано начал приучать сына к тяжелому труду. Уже с десяти лет мальчик вместе со взрослыми отправлялся на морской промысел в суровое Белое море и доходил до Соловецких островов. Из-за этого юный Михаил довольно поздно освоил грамоту – лишь к двенадцати годам. При этом учеба давалась ему невероятно легко. Мальчик быстро превзошел знания первых учителей, а любимыми пособиями для него стали «Грамматика» Мелентия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого. «То были врата учености моей» – так отзывался Ломоносов об этих книгах.
Несмотря на высокий уровень знаний, поступить без документов в единственное высшее учебное заведение в России – Славяно-греко-латинскую академию – парень не мог. Тогда он подделал паспорт, выдав себя за наследника холмогорского состоятельного дворянина. И его приняли! В то время будущему просветителю пришлось пережить немало испытаний: он кое-как перебивался на нищенскую стипендию, терпел насмешки одноклассников из-за разницы в возрасте и сносил укоры отца из-за побега.
Впрочем, благодаря своему упорству незаурядный студент освоил 12-летний курс всего за пять лет и в числе лучших учеников отправился в Германию – изучать физику, химию и горное дело. Кроме естественных наук, он с большим интересом занимался иностранными языками и литературой.
Ученый, опередивший время
За границей Ломоносов проучился пять лет, после чего вернулся в Россию и поселился в Петербурге. Написав две диссертации по физике и химии, он стал адъюнктом Физического класса Санкт-Петербургской Академии наук. Уже к 34 годам он защитил ряд научных работ, стал профессором и получил дворянский титул. Когда финансовое положение улучшилось, ученый смог купить дом и чуть позже возвел рядом с ним первую в России химическую лабораторию.
На своей фабрике Михаил Ломоносов занимался изучением состава стекла и фарфора. Ему удалось возродить искусство средневековой мозаики и открыть первый в России стекольный завод.
Вместе с тем ученый изобрел более десятка новых оптических приборов. С их помощью он доказал, что на планете Венера есть атмосфера, полезные ископаемые и минералы. В это же время знаменитый исследователь обосновал принцип сохранения материи и движения, а также много размышлял о природе электричества. Безграничная деятельность блестящего эрудита почти на столетие опередила развитие мировой физической мысли.
«Он сам был нашим первым университетом»
Гуманитарные науки тоже не оставались без внимания ученого-энциклопедиста. Ломоносов прославился как реформатор русского языка и стихосложения. Он стал автором первой научной русской грамматики, заложившей основы отечественной филологии. Занимался исследованиями по стилистике, выпустил первый курс риторики на русском языке.
Михаил Ломоносов считался крупнейшим для своего времени историком. Он изложил принципы развития и происхождения страны в своем масштабном исследовании «Древняя Российская история». Кроме того, он руководил Географическим департаментом при Академии наук. Ученый создал атлас страны, классификатор землетрясений, опубликовал труд о расчетах морского пути и способах нахождения географических координат.
Немало времени Ломоносов уделял общественной работе, занимаясь вопросами развития образования и просвещения в стране.
В последние годы жизни заслуги прославленного энциклопедиста высоко оценили за рубежом. Ломоносов стал почетным членом Шведской и Болонской академий наук. К этому времени великий русский ученый уже был тяжело болен. Смерть настигла гения в возрасте 54 лет – он умер от воспаления легких в апреле 1765 года.